Организация социально - значимой деятельности с обучающимися в условиях реализации программы Детского общественного объединения. |
Становление ценностных ориентиров обучающихся как нового поколения российских граждан осуществляется в единстве процесса социализации и индивидуализации воспитания личности. В процессе социализации обучающийся входит в систему социальных отношений путём воспроизводства опыта и культуры предшествующих поколений в результате развития и саморазвития личности. При этом развитие личности зависит еще и от того, насколько верно организован процесс индивидуализации воспитания, как широко он позволяет раскрыть индивидуальные способности обучающихся , дать возможность реализовать себя в деятельности, осуществляя общественные преобразования.
Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности как коллективизм, взаимную требовательность, взаимовыручку, милосердие, доброту, ответственность, доверие, активность, организованность. И в этом смысле - социально- значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.
Чаще развитие и поддержка социально-значимой деятельности реализуется в рамках общественных объединений или организаций через средства социальных проектов, но вместе с тем она представляет собой достаточный багаж знаний, умений, навыков, энергии. Ведущая идея такой организации системы воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность воспитанника, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества. При этом содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности обеспечивая интеллектуальное, этическое, гражданское воспитание, развивая в детской среде здоровый образ жизни и формируя у личности готовность к самостоятельной профессиональной жизни путем вовлечения в социально-значимую деятельность.
Поэтому большое значение отводится профессиональным и личностным качествам руководителей детских общественных организаций, которые и осуществляют процесс воспитания подростков и обеспечивают необходимые условия для духовно-нравственного становления личности ребенка, его самореализации. Такими социально-педагогическими условиями может быть наличие в объединении:
атмосферы партнерских дружеских отношений меду обучающимися и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;
“ситуации успеха” обучающихся в процессе реализации социальных инициатив;
высокого уровня готовности группы обучающихся к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющихся в устойчивой потребности высокого уровня организованности и сплоченности;
активной жизненной позиции педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально - инициативную деятельность.
В нашей школе МОУ "СОШ№4" существует Детское общественное объединение "Пионерская дружина имени А.П.Гайдара". На 1 сентября 2014 года дружина имени А.П.Гайдара насчитывала с 5-7 классы 52 пионера. За прошедший учебный год членами ДОО стали учащиеся 3-4 классов в количестве 72 человек. На конец 2014-2015 учебного года в дружине насчитывается 124 пионера, из них:
3 «А» отряд «Дружба» - 12человек;
3 «Б» отряд «Улыбка»- 12 человек;
3 «В» отряд»Звоночек» - 10 человек;
4 «А» отряд «Искатели» - 14 человек;
4 «Б- Г» отряд «Бригантина – 14 человек;
4 «В» отряд «Светлячок» -6 человек;
5 «А» отряд «Факел» - 9 человек;
5 «Б» отряд «Искрята» - 6 человек;
5 «В» отряд «Радуга» - 7 человек;
6 «А» отряд «Единство» - 5 человек;
6 «Б» отряд «Стремительный» -7 человек;
7 «А» отряд «Дружный» - 3 человек;
7 «Б» отряд «Калейдоскоп» -10 человек;
7 «В» отряд «Прометей» -5 человек.
Программа деятельности детского общественного объединения «Пионерская дружина им. А. П. Гайдара» призвана помочь самореализации каждого ребенка, вовлечь детей и подростков в ценностно-ориентированную, трудовую и полезную, художественно – творческую, физкультурно-спортивную, игровую деятельности.
Цель программы – формирование гражданско-патриотических и нравственных качеств детей и подростков через вовлечение их в социально-значимую деятельность.
В рамках этой программы деятельность детского общественного объединения ведется по четырем направлениям: « Пионеры и ЗОЖ», «Пионеры- лидеры», «Пионеры – друзья младших», «Пионеры – патриоты».
Главной задачей направления «Пионеры – патриоты» является воспитание гражданина и патриота своей Родины на примере А. П. Гайдара. Одним из видов деятельности данного направления является изучение жизни и творчества А. П. Гайдара.
С 2001 года проводится традиционный сбор дружины, посвященный Дню рождения Гайдара. Этот сбор проходит ежегодно в январе, на нем пионеры рассказывают о Гайдаре, принимают в свои ряды новых пионеров. В этом году сбор, посвященный 111-летию писателя, прошел особенно торжественно, благодаря добросовестному отношению к подготовке всех пионерских отрядов, а также председателя Совета дружины Башкардиной Милены. Подготовка к сбору, а затем и выступление на нем показали, насколько целеустремленными, самостоятельными, по-взрослому серьезными могут быть наши воспитанники.
Пионеры и председатель Совета дружины Башкардина Милена очень ответственно отнеслись и к вступлению в пионеры; в торжественной обстановке учащиеся 3-4 классов давали торжественное обещание быть пионерами, а старшие товарищи повязывали им галстуки. Также был проведен конкурс театрализации по произведениям А.П.Гайдара, викторина «О жизни и творчестве писателя» , конкурс рисунков по его произведениям, презентация «Жизнь и творчество А.П.Гайдара». Жюри отметило у пионеров хороший уровень знаний о писателе, мастерство во время показа инсценировок, умение общаться друг с другом.
В этом году была организована экскурсионная поездка лучших пионеров дружины на родину Аркадия Петровича, в город Льгов, с посещением литературно-мемориального музея имени Гайдара. Во время экскурсии лишний раз можно было убедиться в силе воздействия произведений Гайдара на души детей в наше время. Также во время проведения Гайдаровской недели было организовано посещение кинотеатра "Русь" и просмотр фильма «Тимур и его команда». Также пионеры ходили в городскую библиотеку им. Е. Носова в день рождения А.П.Гайдара, где им была предложена презентация о жизни и творчестве писателя, возможность обсудить произведения писателя, взять его книги на дом..
Систематическая работа по направлению «Пионеры – патриоты» дает свои результаты. Пионеры знают и могут рассказать другим о жизни и творчестве Гайдара, знают героев его произведений, читают книги из библиотечки Гайдара, находящейся в пионерской комнате, а также посещают школьную и городские библиотеки, где берут для чтения произведения А.П.Гайдара и книги, рассказывающие о нём и его творчестве.
Еще один вид деятельности направления «Пионеры – патриоты» – изучение лучших традиций школьной пионерской дружины, истории детского движения страны. Были организованы выступления лекторских групп перед будущими пионерами, игровые, познавательные программы для обучающихся 1-2 классов, также был проведен опрос, в котором выяснилось, что не все знают, кто такой А.П.Гайдар, и какие произведения он написал. Такие, например, как «Голубая чашка», «Совесть».
Большое внимание уделяется социальному проектированию. Пионеры 5 «А» класса из отряда «Факел» подготовили и реализовали проект «Вместе с Гайдаром». Пионеры заинтересовались произведениями А.П. Гайдара и пришли к выводу, что его творчество со временем оказалось забытым и считают, что это несправедливо. Команда проекта провела опрос среди учащихся 3-4 классов, оказалось, что некоторые даже не знают, кто такой А.П.Гайдар и какие произведения он написал.
На их взгляд, они учат патриотизму, честности, справедливости, воспитывают чувство доброты и взаимовыручки. Принципы дружбы, взаимопомощи, товарищества Аркадий Петрович замечательно выразил в своих произведениях.
Реализация проекта была рассчитана на 5 месяцев – вторую-третью учебную четверть. В ходе его реализации были привлечены учащиеся 3-4 классов, а инициаторами продвижения проекта являлись - учащиеся 5 класса.
Познакомить учащихся 3-4 классов с творчеством А.П. Гайдара, показать, что его произведения не устарели и являются актуальными и в наше время, учат патриотизму, милосердию, взаимопомощи - такова цель проекта, которую , учащиеся класса реализовывали под руководством Зубковой С.Е.
Жизнь Гайдара интересна и значительна. Знакомство с биографией и творчеством писателя А.П.Гайдара, несомненно, сыграло особую роль в воспитании и в формировании личности подрастающего поколения. Результат проекта оказался положительным для всех. Проект послужил объединению, сплочению членов «Пионерской дружины им. А.П.Гайдара» и помог найти ответы на поставленные задачи.
Для реализации проекта был проведен ряд мероприятий, это:
-пионерский сбор ко Дню рождения А.П.Гайдара:
-поставлен спектакль по его произведениям;
- организовано посещение школьной и городской библиотеки;
-оформлена выставка книг, проведен конкурс рисунков по произведениям А.П.Гайдара;
- организована экскурсия в г.Льгов, с целью посещения литературно-исторического музея А.П.Гайдара и многое другое.
В результате была создана презентация "Жизнь и творчество А.П. Гайдара", для использования в дальнейшей работе в нашем детском объединении. Опыт, приобретённый во время реализации проекта, оказался полезен новым членам нашей дружины.
Проект был успешно реализован, получил диплом первой степени от компании «Металлоинвест», занял второе место в областном фестивале «Детство без границ» в конкурсе игровых проектов «Будь с нами!».
В пионерской комнате оформлены альбомы по истории дружины им. А. П. Гайдара, подготовлен материал для просмотра презентации «Жизнь и творчество А.П.Гайдара». Каждый вступающий в пионеры может познакомиться с этими материалами.
Носить имя Гайдара и не быть тимуровцем нельзя. Поэтому одним из главных видов деятельности детского объединения является тимуровская работа.
В школе хорошо налажен механизм организации и проведения благотворительных акций. И хотя многие дети сами из социально необеспеченных семей, благотворительные акции проходят активно. Так, ежегодно пионеры дружины принимают участие в традиционных городских акциях «Милосердие», школьных акциях «Декада Добрых дел», «Пионерский подарок – детям приюта!».
В праздничные дни в феврале и в мае проходят акции «Салют, ветеран!» и «Пионерское сердце – ветеранам Великой Отечественной войны». Пионеры участвуют в сверке списков ветеранов, поздравляют их с праздником, выступают перед ними с концертом.
Новой, но уже прижившейся традицией стала акция «Новогодний подарок – детям приюта», которая проходит в школе восьмой год. В 2015 году - дети подготовили новогоднее представление с играми, конкурсами, призами и собрали наборы канцелярских принадлежностей , ёлочных украшений.
Когда говорят «тимуровская работа», сразу представляется фильм «Тимур и его команда», где ребята помогают семьям красноармейцев, ушедших на фронт. Вспоминаются 70-80е годы, когда каждый пионер хотя бы раз посетил ветерана войны и оказал ему посильную помощь.
Очень большая работа была проведена волонтерами и пионерами с ветеранами микрорайона, закрепленными за нашей школой. Дети разносили пригласительные билеты на вручение юбилейной медали «К 70-летию великой Победы» на дом, готовили концерт в честь этого мероприятия, пионерская дружина подготовила выставку плакатов, а 1 «А» класс - парад военной техники. Учащиеся с трепетом и заботой встречали ветеранов, рассаживали их в зале, провожали домой. Пионеры 5 «А» класса и волонтеры 8А, 9 «А» класса в преддверии 9 мая также разносили поздравительные открытки, подарки ветеранам микрорайонам. Акция «Букет -ветерану» прошла с таким большим масштабом, что цветы получили не только все ветераны, но и были возложены к стеле героям-партизанам на митинге, посвященном 70-летию Победы, в котором участвовали 5 отрядов нашей дружины.
Следующее направление программы – « Пионеры и ЗОЖ». Задача его – борьба с вредными привычками и пропаганда здорового образа жизни.
В рамках программы деятельность по данному направлению работа организовывалась следующим образом:
- был создан«ЗОЖ – центр», который освещал проблемы ЗОЖ;
- организованы спортивные соревнования между пионерскими отрядами;
- организованы мероприятия по ЗОЖ в подшефных классах;
- организован и проведен традиционный шахматный турнир «Белая ладья».
-подготовлена и проведена пионерская игра «Малая Зарничка».
-также традиционными стали рейды по проверке внешнего вида учащихся каждую учебную четверть;
-так же были подготовлены и проведены конкурс плакатов «Мы выбираем здоровье!», , конкурсы рисунков на асфальте, игровая программа «Весенняя капель», подвижные игры на свежем воздухе.
Многое в этом направлении еще предстоит сделать. Необходима более тесная взаимосвязь с учителями физкультуры, ОБЖ, медработника.
Работа в направлении «Пионеры – друзья младших» направлена на создание условий для проявления учащимися инициативы, самостоятельности и творчества, развитию творческого мышления детей, умению организовать интересное и полезное общение. В рамках данного направления были проведены следующие мероприятия:
- занятия в клубе будущих пионеров (изучение истории пионерского движения);
-подвижные и интеллектуальные игры на переменах и в ГПД;
-проведение праздников с приглашением мам, пап, бабушек и дедушек;
-оформление поздравительных открыток и пригласительных к праздникам ( Новый год, 8 марта, 23 февраля и т.д.);
- участие в конкурсе «Детство без границ»;
-проведение бесед о культуре внешнего вида, о правилах гигиены, общения со сверстниками и взрослыми людьми, рейды по внешнему виду школьников,
- проведение пионерской декады ко Дню Пионерии (проведение пионерских игр, викторин по пионерии), участие в подготовке праздничного концерта.
Работа по направлению «Пионеры – лидеры» успешно ведется с привлечением волонтеров . Вся пионерская дружина активно участвовала в общешкольных и городских акциях: « Я выбираю спорт», «Мы выбираем здоровье», Акция «Дорогами добра!», «Рождественский подарок – детям приюта!», « Помогите птицам», «Домик для птиц», «Школьная клумба», участие в конкурсах Лидер 21 века», « Детство без границ», участие в конкурсе социальных проектов.
Также большое внимание уделялось сбору гуманитарной помощи для Новоандросовсого детского дома, социального приюта г.Железногорска, помощь детям Луганской и Донецкой народных республик. Учащиеся активно участвовали в акции "Белый цветок"- изготавливали поделки, чтобы помочь больным детям. Систематически проводится работа с пионерским активом, это ежемесячные заседания пионерского актива, посещение занятий в Центре детского творчества. Вожатая вместе с пионерским активом составляет план работы на месяц, проводиться работа по подготовке всех общешкольных мероприятий, а также выделяются основные приоритетные задачи в работе других направлений.
Анализируя результаты деятельности детского объединения, могу сказать, что главным итогом является повышение самостоятельности и ответственности членов детского объединения в выполнении разного рода деятельности. Повысился интерес к общественно значимой деятельности, социальным акциям, инициативность, появились навыки общения не только в школе, но и за ее пределами, возросла активность пионеров дружины.
Это подтверждают результаты:
- Диплом I степени в городском конкурсе социальных проектов;
- II место в областном фестивале «Детство без границ» в конкурсе игровых проектов «Будь с нами!»;
-III место в городском конкурсе «Безопасное колесо-2015» в номинации «Творческий конкурс»;
- успешное участие в городском конкурсе «Лидер 21 века», в городском мероприятии, посвящённом Дню пионерской дружбы.
- вступление большого количества учащихся в ряды пионерской дружины.
Пионеры ДОО принимали участие в различных областных и городских конкурсах и играх, в спортивно – массовой и туристической жизни школы.
Самые активные пионеры и отряды дружины по итогам 2014/2015 учебного года получили Почётные грамоты.
Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность музыкальной, изобразительной, литературной и театральной направленности происходит личностный рост ребенка , осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в благотворительных концертах и творческих выставках, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в областных, городских и районных конкурсах, активизирует стремление обучающихся участвовать в жизни своей Детской общественной организации, а также сотрудничать другими детскими и молодежными общественными организациями.
В условиях погружения в непрерывный творческий процесс, каждый ребенок имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социально-значимой деятельности. Это позволяет в полной мере осуществлять социализацию и индивидуализацию воспитания, дает возможность утверждать о высокой степени социальной готовности как всей Детской организации в целом, так и в частности каждого члена Детской организации к совместному и индивидуальному осуществлению общественно-значимых преобразований.
10