СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему"Деятельностно-отношенческий подход как способ реализации воспитательных технологий в практике классного руководителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Педагогика воспитательных отношений» как концептуальное основание процесса воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему"Деятельностно-отношенческий подход как способ реализации воспитательных технологий в практике классного руководителя"»

Деятельностно-отношенческий подход

как способ реализации воспитательных технологий



  1. Отношения как базисный механизм воспитания

В настоящее время во многих учебных заведениях воспитанию не уделяется должного внимания. Переориентация учебных заведений в основном на «чистое» обучение, применение в массовой практике обучающих технологий, ориентированных только на формирование знаний, умений, навыков, не может не сказаться (и уже сказывается, разумеется, отрицательным образом!) на уровне воспитанности молодежи.

Решая эту проблему на основе анализа опыта прогрессивных педагогических школ и на­правлений, а также обобщений ученых, внимание останавливается на психолого-педагогической категории отношений, рассмотрение кото­рой и позволяет проникнуть в глубинную сущность процесса воспита­ния. В связи с этим возникает понятие «педагогика воспитательных отношений» как концептуальное основание процесса воспитания.

Педагогика глубоких внутренних отношений противопоставляет­ся педагогике внешних требований и принуждений, открытого диктата и неустанного «натаскивания» воспитанников с целью «привития» подрастающему поколению элементарных нравственных норм и цен­ностей.

Основным психологическим содержанием процесса воспита­ния становится организация воспитательных отношений, характер ко­торых во многом и определяет специфические черты личности, вклю­ченной в эти отношения.

В этом случае и появляется реальная возможность повысить воспитательную функцию образовательного учреждения, придать учебным заведениям ис­тинно образовательный характер, понимая под образованием приоб­ретение учеником образа человеческого, осмысление им истинной картины мира и определение своего миротворческого функционально-продуктивного места в процессе социального развития.

Подход – это ориентация действий педагога или руководителя образовательного учреждения, побуждающая к использованию определенной совокупности понятий, идей, и способов педагогической деятельности. (См. Схема 1).

Подход как комплексное педагогическое средство включает в себя три основных компонента:

1. основные понятия, используемые в процессе управления воспитательной практикой, ее изучения и преобразования;

2. принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности;

3. приемы и методы построения процесса воспитания.

Схема 1.

Современные подходы к воспитанию

Современные подходы

к воспитанию









Личностно-ориентированный

Деятельностный



Системный







Синергетический

Философско-антропогенный







Сущностной характеристикой воспитанности личности является уровень проявляемых ею отношений к людям, предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира.

Между тем отношения не существуют сами по себе, они являются тканью деятельности, формой ее бытия. Поэтому на протяжении всей истории прогрессивной педагогики и психологии красной нитью проходит мысль о том, что воспитание есть организация деятельности, создающей условия для проявления воспитанниками в про­цессе ее осуществления отношений. Это и позволяет определить базисным теоретическим основанием процесса воспитания деятельностно-отношенческий подход в педагогике.

Наукой и практикой неопровержимо до­казано, что любое внутреннее преобразова­ние в человеке происходит в процессе актив­ной собственной деятельности. Если мы хотим научить человека плавать, недостаточно выучить инструкцию по плаванию, необходимо, чтобы человек сам совершал действия, плавал. Если хотим воспитать художника, надо что­бы он рисовал, танцора - танцевал, доброго человека - творил добрые дела.

Это подметил еще А. Дистервег в книге «Руководство к образо­ванию немецких учителей»: «Развитие и образование ни одному чело­веку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приоб­щиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собствен­ными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение».

В педагогической практике воспитательную ценность деятельности определяют:

• вид деятельности;

• направленность;

• содержание, назначение;

• способ организации;

• уровень организации.

Все это, являясь необходимыми условиями воспитания, определяет его педагогическую результативность.

Психологи выделяют в деятельности две ее стороны. Первая сто­рона - внешняя - называется операционно-технической, или про­цессуальной (функциональной). Анализ ее подразумевает ответы на вопросы; что человек делает, каким образом. Этот видимый пласт, он лег­ко поддается наблюдению.

При организации воспитательной работы мы должны помнить, что существует еще один, не менее, а более значимый пласт - воспитатель­ный аспект деятельности. Это внутренняя ее сторона - отношенческая, мотивационно-смысловая, чаще всего скрытая от внешнего наблю­дения. Изучая ее, мы отвечаем на вопросы: ради чего, зачем, почему со­вершается деятельность; в какие отношения в ходе ее осуществления включается воспитанник; в какие отношения пытаются его включить. Эти две стороны деятельности взаимосвязаны, неразрывны, но не тождест­венны друг другу. Поэтому при взаимодействии одного человека с другим надо уметь наблюдать два плана: внешний и внутренний.

В педагогических трудах А.С. Макаренко подчеркивал большое значение нравственно ценных отношений в воспитании позитивных и корректировке негативных качеств личности. Он писал: «Отношения составляют истин­ный объект нашей педагогической работы». Он считал, что «невозможно представить себе эволюцию отдельной личности, ее нравственное развитие без учета эволюции отношений, в системе которых она существует».

Основными компонен­тами отношений яв­ляются знания, эмо­ции, побуждения к действию. В основе отношений лежат знания. Отношение к объектам окружаю­щего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях. Отношения основываются на знаниях, но не идентичны им. Нельзя утверждать, что чем глубже знания, тем положительнее и устойчивее отношения.

Не следует и недооценивать знания. Задача распространения знаний состоит в том, чтобы научить правильно понимать окружающий мир, дать ориентировку для практического поведения человека. «Пра­вильное понимание мира является условием правильного поведения». Следовательно, знания - это компонент отношения, одно из средств воспитания.

Большую роль в становлении будущего отношения играют эмоции. Этот компонент воспитываемого отношения предполагает восприятие лю­бого знания, любого действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира. Объ­ект, на который направлено отношение, должен быть эмоционально при­влекательным: учение с увлечением, общение с радостью. Особое значение в воспитательной работе имеет эмоционально-положительное состояние воспитателей и воспитанников. Неслучайно придуманы способы создания этого состояния через воздействие на человека поэзией, музыкой, театром, природой, оду­хотворенным человеком. Это особенно важно учитывать в работе с моло­дыми людьми, поскольку эмоционально-волевая сфера растущего челове­ка находится на стадии становления и требует целенаправленных усилий воспитателей для ее постоянного развития.

Знания о мире, их эмоционально при­влекательная оценка неизменно приводят к определенному типу поступков. Так, человек, знающий правила хорошего тона, воспринимающий их эмоционально, испытывает удовлетворение от следова­ния им, проявления своего отношения к окружающим.

Любая форма педагогического взаимо­действия с воспитанниками будет продуктив­ной, если содержит в себе возможность реа­лизации сразу трех компонентов отношений: знаний, эмоций и побуждения к действию. Средствами же будущих отношений будут выступать поведение, чувства, мотивы.

Отличительным свойством отношений является их полярность: положительные -отрицательные; контактные - дистантные; непосредственными – опосредованными.

Важно и то, что характер человека не только воспитывается в процессе включенности в совокупность отношений, но и проявляется в них. Характер – это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении.

Поставим перед собой конкретный вопрос «Как в человеке появ­ляются и закрепляются нравственные качества?» Ясно, что в пустоте никакие нравственные качества не появятся. Они возникают только в процессе деятельности и общения. При этом определяющим являют­ся содержание деятельности, характер и уровень возникающих при этом отношений.

Определяющую роль в становлении нравственных качеств человека играют ста­билизированные отношения.

Стабилизированными они становятся при условии многократного их личностного проживания в повторяющихся по характеру проявлениях.

Стабилизированные отношения закрепляются в чертах ха­рактера, в тех свойствах личности, которые мы воспитываем.

Нравственное качество - это не что иное, как стабилизированное отношение.

Интересные наблюдения по этому пово­ду мы находим у С.Л. Соловейчика, который замечает зависимость определенных черт характера ребенка от тех отношений, в которые он был стабильно включен. Он констатирует:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он привыкает жить с чувст­вом вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справед­ливым и честным. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Характер - это система закрепившихся в че­ловеке положи­тельных и отрица­тельных отношений.

В связи с этим нельзя не вспомнить А.С. Макаренко, который писал «Воспитание - есть процесс социальный в самом широком смысле слова. . Со всем сложнейшим миром окружающей действи­тельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими от­ношениями, усложняется нравственным и физическим ростом са­мого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент опреде­ленные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитателя».

Воспитание характера - это управление разви­тием нравственно-ценных отношений воспитанников к окружающей среде.

Наукой и практикой доказано, что на характер и уровень проявляемых личностью отношений к миру большое влияние оказыва­ет социальная среда. Выполняя совокуп­ность общественных функций, человек вступает в разнообразные со­циальные связи, которые и определяют содержание его отношений с окружающей средой.

Однако социальная среда не напрямую влияет на воспитание человека. Ее влияние опосредовано ближайшим окружением - мик­росредой. Микро- и макросреда находятся в диалектической зависимости, представляя со­бой взаимодействующие сферы. Наибольшее влияние на воспитание детей оказывают отношения в микросреде, которая выступает в каче­стве определяющего звена в реализации соответствующих намерений и поступков человека.

Дети с рождения и особенно активно в младенческом и дошко­льном возрасте запечатлевают отношения взрослых людей, закрепляя их в своем поведении. А затем они начинают относиться к нам, взрос­лым, так, как мы относимся к ним или другим людям.

Микросреда может воздействовать на изменение влияний макросреды. Внешняя неблагопри­ятная среда не всегда ведет к закреплению негативных черт характера человека, а про­исходит это только в том случае, если соче­таются два условия:

- негативные отношения достаточно стабильно действуют на человека в его ближайшем окружении;

- человек личностно включен в эти отношения.

Именно поэтому во внешне неблагопо­лучных семьях часто вырастают воспитанные дети. Как, впрочем, и во внешне пристойных семьях могут вырасти дети с серьезными нравственными изъянами.

В микросреде на становление характера человека опреде­ляющее влияние оказывают два основных вида отношений:

1 Отношение к социальному объединению, являющемуся ис­точником ответственности деятелей, к деятельности в этом объе­динении, определяемой условиями ее организации, к ее организа­тору. В педагогической практике - это отношение воспитанников к учебному заведению, учебному труду, преподавателю, мастеру. Проявляемое отношение человека к деятельности в значительной степени определяет значимость по­лучаемого в результате ее осуществления продукта.

2. Межличностные отношения участников, складывающиеся в процессе деятельности (отношения на основе сотрудничества или от­ношения антагонизма, агрессивности), в значительной степени влияют на качество продукта.

Для успешной организации процесса воспитания в образова­тельных учреждениях в поле внимания воспитателей должны быть постоянно два вида отношений: отношение к деятельности и меж­личностные отношения участников, точнее, их характер. Педагогиче­ски целесообразная организация отношений, их гармонизация на двух основных уровнях проявления выступают важнейшими сторо­нами оптимального воздействия на личностное развитие человека.

Нравственно-ценные отношения не возникают сами по себе, они культивируются в процессе педагогически целесообразно организованных воспитательной деятельности и общения.

Воспитательную деятельность можно оп­ределить как специфическую деятельность педагога по последо­вательному развитию совокупности педагогически ценных отно­шений воспитанников к окружающему миру, взращиванию духовно-нравственных основ личности.

Воспитательное общение - это диалогическое общение, отличающееся от широко распространенного монологического способа работы с воспитанниками. При этом под диалогом понимается не гово­рение нескольких людей, а взаимопро­никновение позиций говорящих, в процес­се которого и происходит глубокое осмысление и развитие собственного отношения к социальным ценностям.

При организации воспитательной деятельно­сти и общения педагог включается в значимый для обучающихся процесс, поддерживая их инициативу. При этом если в центре внимания обучающихся находится желаемый результат деятельности и общения, то в поле внима­ния педагога оказываются воспитательные отношения, в которые включа­ются обучающиеся в процессе достижения цели.

Отдельно хотелось бы остановиться на причинах успешной реализации педагогики воспитательных отношений. Они делятся на две категории:

  1. Педагогические причины

Вышеизложенные теоретические понятия и воспитательные процедуры пока робко входят в массовую педагогическую практику.

Временное ограничение педагога в общении с обучающимся не дает возможности полноценно осуществлять данный подход. (Данный аспект отметил в своих работах С.Д. Поляков).

Старые технологии обучения и воспитания не могут обеспечить необходимого уровня обученности и воспитанности обучающихся.

  1. Социальные причины

Понимая всю необходимость активизации воспитательной работы, мы сталкиваемся с резким понижением жизненного уровня населения. Самым низким уровнем развития общества является этап выживания с доминантой обеспечения биологических потребностей человека. По утверждению А. Маслоу, человек может переходить к удовлетворению других более высоких потребностей (в любви, принадлежности к социальной группе, к самооценке, самореализации), когда будут удовлетворены потребности нижнего уровня.

Известно, что отношение – понятие многоуровневое. Обучающийся может быть одновременно включен в разноуровневые отношения.

Отношения первого уровня поддерживаются в процессах обучения и воспитания предписанными к использованию технологиями. Это могут быть субъект-объектные и субъект-субъектные отношения.

На втором уровне отношений проявляются межличностные взаимодействия, возникающие ситуативно. В этой категории отношений выделяются: отношения знакомства, приятельства, товарищества, дружбы, заботы, доброты, любви, взаимопомощи. Значимой является глубина включенности воспитанников в эти отношения.

Для продуктивного воспитания характер производственных и межличностных отношений должен быть гармонизирован.

Подводя итог рассмотрению проблем, касающихся определения сущности воспита­ния, воспитательной деятельности, воспитательного общения и отно­шений, следует подчеркнуть, что их можно считать воспитательными, если они с неизбежностью создают условия для проявления нравст­венно-ценных отношений человека к окружающей среде.

При изменении ценностных ориентации общества, когда разви­тие духовно-нравственных основ человека становится главной соци­альной задачей, ведущими социальными отношениями становятся воспитательные отношения. Их уровень и характер в производствен­ных и межличностных взаимодействиях в значительной мере опреде­ляют перспективность и успешность социального развития общества.

Главной задачей массовой педагогической практики становит­ся осмысленный переход на реальные субъектные отношения между всеми участниками процесса. Это позволит гуманизировать воспита­тельную практику, гармонизировать отношения взрослых и детей на всех уровнях взаимовлияния, сделать продуктивным воспитательный процессе, создать благоприятный психологический климат в учебных заведениях.

Превращение образовательного учреждения в дом радости для обучающихся и преподавателей решит целый блок не только психолого-педагогических проблем, но и валеологических, связанных с укреплением психического здоровья всех участников образовательного процесса.

  1. Деятельностно-отношенческий подход как способ реализации воспитательных технологий в практике классного руководителя

Слайд №1.

Научи меня смеяться,

Научи меня как жить,

Научи меня прощаться,

Научи меня любить.



Научи быть милосердным,

Слышать в голосе печаль,

Научи быть рядом с другом,

С оптимизмом идти вдаль.



Научи меня петь песни,

Быть и близким, и родным,

Научи быть интересным

И … самим собою быть.

Эти стихи юного поэта посвящены классному руководителю. В школе именно классный руководитель был и остается главной фигурой, определяющей процесс воспитания личности. Это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность, неповторимую и уникальную, который изучает ребенка, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива. Широко использует воспитательные возможности класса, школы, семьи и общества.

Слайд №2.

Воспитание подрастающих поколений во все времена и у всех народов было и остается актуальной проблемой, от решения которой зависит успешное развитие общества. Определение процесса воспитания многогранно даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Но оно оказывается более сложным, когда в процессе воспитания участвуют дети с ограниченными возможностями здоровья. В условиях современного развития общества задаются определенные требования к личности, которые определяют ее надежное существование в социальной среде. Новый тип личности должен эффективно функционировать в условиях рыночных отношений. Кроме того, в последние годы изменилось пространство детства. Современные дети имеют большое информационное поле, динамично овладевают современными формами общения и технологиями.

Слайд №3.

Опыт, накопленный за годы работы, изучение литературы по вопросам воспитания, разработка и успешное внедрение разнообразных методов и приемов воспитательной работы позволяют мне утверждать, что в настоящее время одной из эффективных форм воспитательной деятельности является деятельностно-отношенческий подход. В используемой мною концепции деятельность воспитанников рассматривается не как самоцель, а как условие организации воспитательных отношений, играющих определяющую роль в развитии их духовно-нравственных основ личности. Внутренние изменения воспитанника происходят в процессе деятельности. Отношения играют определяющую роль в воспитании характера человека.

Слайд №4.

Для достижения целей своей педагогической деятельности мною поставлены следующие педагогические задачи:

- поиск наиболее эффективных форм воспитательных отношений в процессе обучения и воспитания;

- осмысленный переход на реальные субъектные отношения между всеми участниками процесса воспитания и обучения;

- создание ситуации успеха для учащихся, что будет стимулировать его на более сложный вид деятельности;

- укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

- формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;

- развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;

- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры; - формирование профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.


Слайд №5.

Для эффективного управления процессом воспитания, в свое время профессором Ксензовой Г.Ю., был предложен механизм, состоящий из пяти этапов:

1. Осознание воспитанниками основных ценностей жизни.

2.Включение в совместную деятельность, социально ценностные отношения.

3. Проявления воспитанниками значимых для них отношений, усиление позитивных, коррекция негативных.

4. Закрепление в сознании воспитанников позитивных форм отношений к миру.

5. Реализация лучших свойств личности в поведении и поступках.

Подчеркивается, что по мере роста и развития детей одним из основных условий успешности их духовно-нравственного и гражданского становления является собственная активность.

Слайд №6.

Основными компонен­тами отношений яв­ляются знания, эмо­ции, побуждения к действию. В основе отношений лежат знания. Отношение к объектам окружаю­щего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях. Отношения основываются на знаниях, но не идентичны им. Нельзя утверждать, что чем глубже знания, тем положительнее и устойчивее отношения.

Не следует, и недооценивать знания. Задача распространения знаний состоит в том, чтобы научить правильно понимать окружающий мир, дать ориентировку для практического поведения человека. «Пра­вильное понимание мира является условием правильного поведения». Следовательно, знания - это компонент отношения, одно из средств воспитания.

Большую роль в становлении будущего отношения играют эмоции. Этот компонент воспитываемого отношения предполагает восприятие лю­бого знания, любого действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира. Объ­ект, на который направлено отношение, должен быть эмоционально при­влекательным: учение с увлечением, общение с радостью. Особое значение в воспитательной работе имеет эмоционально-положительное состояние воспитателей и воспитанников. Неслучайно придуманы способы создания этого состояния через воздействие на человека поэзией, музыкой, театром, природой, оду­хотворенным человеком. Это особенно важно учитывать в работе с моло­дыми людьми, поскольку эмоционально-волевая сфера растущего челове­ка находится на стадии становления и требует целенаправленных усилий воспитателей для ее постоянного развития.

Знания о мире, их эмоционально при­влекательная оценка неизменно приводят к определенному типу поступков. Так, человек, знающий правила хорошего тона, воспринимающий их эмоционально, испытывает удовлетворение от следова­ния им, проявления своего отношения к окружающим.

Любая форма педагогического взаимо­действия с воспитанниками будет продуктив­ной, если содержит в себе возможность реа­лизации сразу трех компонентов отношений: знаний, эмоций и побуждения к действию. Средствами же будущих отношений будут выступать поведение, чувства, мотивы.

Слайд №7. Инновационные формы воспитания

Среди средств, используемых в процесс воспитания, я выделила основные и вспомогательные.

Основные воспитательные средства – это наша совместная с ребятами деятельность, позволяющая проявить отношения, осмыслить их и проанализировать.

В своей работе я использую:

  1. Совместные творческие дела по улучшению своей и окружающей жизни, основанные на отношениях заботы: благоустройство территории школы, ремонт кабинета, его оформление;

Слайд №8. Фото.

  1. Творческие праздники, нетрадиционные уроки, проникнутые отношением сотворчества как нормативно закрепленными при взаимодействии разных людей; мероприятия с участием детей-инвалидов;

  2. Игры, позволяющие участникам активно менять свою позицию, а потом применять полученный опыт в других видах деятельности: деловые и товарищеские игры; мастер-классы.


Слайд №9. Фото.

  1. Этические диалоги, диспуты, круглые столы, обеспечивающие активное речевое взаимодействие воспитанников с целью уяснения сущности духовно-нравственного, гражданско-патриотического отношения к миру, мероприятия по здоровому образу жизни, правам детей.


Слайды №10, №11, №12. Инновационные формы воспитания.

Вспомогательные воспитательные средства - это воспитательные занятия, которые сопутствуют организации и осуществлению совместной деятельности. С учетом индивидуальных особенностей воспитанников я использую такие вспомогательные формы как экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы на темы, волнующие учащихся, обсуждение интересных сообщений, передач, книг. Вспомогательные воспитательные средства позволяют обеспечить добровольное включение участников в совместную деятельность, стимулировать их готовность к эффективному осуществлению, провести коррекцию педагогически нецелесообразных отношений воспитанников, включить их в социально ценные отношения к окружающей среде.

Слайд №13. Методы воспитания.

Исходя из форм воспитания, мною применяются следующие методы воспитания:

  1. Метод воспитательных ситуаций, стимулирующий условия для активного проявления, реализации в практической деятельности широко использую на уроках обществознания и классных часах.

  2. Метод позитивного подкрепления социально значимых отношений воспитанников к окружающей среде с целью создания условий для более глубокого осмысления ими одобряемых норм и ценностей и их последующего проявления в поведении и поступках, помощь в оформлении школы, территории школы, ученикам младших классов, учителю, техническому персоналу школы.

  3. Метод индивидуальной оценки достижений воспитанника на основе сравнения с самим собой вчерашним и применение правила «ты сегодня стал лучше, чем вчера». Словесная оценка и рейтинговая оценка, введенная в нашем классе.

  4. Метод создания ситуации успеха, в результате чего действия, совершаемые воспитанниками, порождают чувство удовлетворения своими достижениями, гордости за свои поступки, самоуважение, желание вновь добиваться значимого результата в самовоспитании;

  5. Метод рефлексивного самоконтроля, позволяющий в случае необходимости самостоятельно перепроектировать цель и действия в изменяющейся ситуации, что и является условием воспитания свободной, уверенной, саморазвивающейся личности.



Слайд №14. Технологии, реализующие принципы деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию во внеурочной деятельности

Для успешной реализации деятельностно-отношенческого подхода я использую следующие педагогические технологии:

  1. Технологию совместного творческого воспитания, обеспечивающую развитие общественного сознания и относимую к средствам социализирующего воспитания. Организация совместной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать развитию общественного сознания, гражданской позиции на основе законов, норм, правил, применяемых обществом в качестве позитивных целей.

  2. Однако осмысленное принятие или неприятие воспитанником социальных норм во многом зависит от его сознательной саморегуляции. Поэтому важно, активно использовать технологии индивидуализированного воспитания, в основе которых лежит идея глубокого осмысления отношений воспитанников к себе и окружающей среде.

  3. В условиях коррекционной школы чаще всего использую технологию психологической поддержки, которая необходима тем воспитанникам, которые внутренне готовы к коррекции отношений, но осуществить эти действия без помощи взрослых не могут.

Главной задачей психологической поддержки является создание условий для взращивания индивидуальности через психотехническую работу с воспитанниками. При этом всегда занимаю сторону воспитанника, даже если он совершил ошибку. Вырабатываю вместе с ним средства для разрешения конфликтов, установления гуманных отношений с окружающими людьми, а также способы самоопределения в сложных жизненных ситуациях.


Слайд №15.

Позволю себе процитировать слова Э.Хаббарда «Учитель, который может наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами».

Сегодня я могу сказать, что мы с учениками движемся в правильном направлении, и наши результаты являются тому подтверждением.

Мои воспитанники победители и призеры школьных конкурсов и соревнований по математике и письму. В нашем классе юный художник, лучший чтец стихотворений, мисс Осень, выдающиеся футболисты. В этом году мы осмелились отправить свои работы на Всероссийские конкурсы и получили дипломы второй и третьей степени.

Слайды № 16, 17,18.19,20.Заключение.

Значение совместной воспитательной деятельности преподавателя и обучающихся очень велико:

  • Совместная деятельность как процесс духовного творчества старших и младших является основным условием организации воспи­тательных отношений.

  • Совместная деятельность является ни с чем не сравнимым сти­мулом личностного развития и самоутверждения растущего человека.

  • В процессе совместной деятельности у учающихся закрепля­ется отношение к ней как к интересной, нужной, личностно-значимой. Это и создает условия для закрепления таких нравственных качеств, как от­ветственность за общее дело и его результат, целеустремленность, ор­ганизованность, инициативность, внутренняя дисциплинированность.

  • В процессе совместной деятельности у учающегося закреп­ляется отношение к себе как к яркой индивидуальности, проявляется уверенность в решении достаточно сложных дел, вера в успех, увле­ченность, оптимизм, стремление стать лучше.

  • Ситуативное лидерство, взаимопомощь в ходе совместной ра­боты создают возможность для творческого самоутверждения участни­ков. Чувство товарищества, защита от некомпетентных оценок, эмоцио­нальный комфорт снимают страх, стимулируют проявление инициативы.

  • В деятельности, как в сотворчестве воз­никают подлинно творческое обучение, товарищеское уважение, тре­бовательность друг к другу, взаимопонимание, взаимовыручка.

  • Открываются широкие возможности для активизации лично­стного развития за счет информационного обмена, интенсивного взаимообогащения воспитанников и воспитателей.

  • Организация базового процесса на основе сотворчества, проявления внимания к каждому участнику, его потребностям и интересам позволяет гуманизировать отно­шения внутри коллектива в целом.

  • В процессе совместной деятельности создаются благоприятные условия и для роста профессионального мастерства преподавателя. С течением времени увеличивается самостоя­тельность воспитанников, они все чаще берут на себя организационные функции, выполняя их самостоятельно. У педа­гога высвобождаются время и силы для того, чтобы сосредоточить внима­ние на собственно воспитательной деятельности.

  • Одним из условий высокой продуктивности применения деятельностно-отношенческого подхода является личностная позиция педагога. Только соотношение личностных свойств педагога с принципами используемой им технологии может стать предпосылкой успешности ее использования.

Такой педагог не пытается вылепить из другого себе подобного или формировать личность с заданными свойствами на основании социального заказа, он не становится сторонним наблюдателем, а планомерно создает условия, в которых обучающийся раскрывается с лучших сторон.