Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка у младших школьников.
Сулоева И.И.
С тех пор, как строители Вавилонской башни заговорили на разных языках,
Общество стало нуждаться в переводчиках. Толмачи ценились везде.
До последнего времени иностранный язык был скорее хобби, чем
Жестокой реальностью. Но времена меняются…
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участников учебно-воспитательного процесса. В этой связи особое внимание уделяется качеству образования, которое определяется достигнутыми образовательными результатами, носящими не только предметный, но и надпредметный и личностный характер. Важное место этим требованиям отводится в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, в соответствии с которыми учебно-воспитательный процесс должен был построен на новых формах общности педагогов и учащихся, на новых способах и техниках педагогической деятельности и мышления.
Обновление содержания образования, его методической основы коснулось и изучения иностранных языков в школе. Это имеет большое значение и широкую перспективу использования, информационного поля и овладения важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни- навыками успешной коммуникации. Формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции. Т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка – это основная цель изучения иностранных языков в школе.
Тот факт, что иностранный язык изучается со 2 класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности в условиях полиязычного и поликультурного мира.
Интегративной целью обучения английского языка в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Четвёртый год я являюсь апробатором УМК по английскому языку серии «FORWARD» М.В. Вербицкой в режиме экспериментальной площадки. Данный УМК полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенции, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в основной и старшей школе.
Один из принципов, лежащих в основе УМК является принцип социокультурной направленности, соизучение языка и культуры. Безусловно, формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомленностью младших школьников, позволяет расширить социальный опыт общения учащихся. На этом принципе я и остановлюсь.
Планируемые результаты по формированию социокультурной компетенции в данном УМК являются следующие:
Выпускник должен научиться:
Называть страны изучаемого языка;
Узнавать некоторых персонажей, детских, известных произведений, сюжеты популярных сказок, написанных на английском языке, небольшие произведения детского фольклора
Соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в стране изучаемого языка, в учебно-речевых ситуациях.
У выпускника есть возможность научиться:
Называть столицы стран изучаемого языка
Называть достопримечательности стран
Наизусть выучить стихи и песни на англ. языке
Искать информацию о стране изучаемого языка в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.
Какова же моя роль в данном процессе? Я как учитель иностранного языка знакомлю детей с миром зарубежных сверстников через детский фольклор, образцы детской художественной литературы и традиции носителей изучаемого языка. Тем самым я веду ребёнка к пониманию того, что он живёт в многоязычном обществе. Уважение культуры других народов, развитие доверия и способности к пониманию других людей, других культур – не на это ли нацелено изучение иностранного языка?
В данном учебнике выбираны такие учебные материалы, которые воспитывают в ребёнке доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, побуждают эстетические потребности и чувства.
Дети очень любят праздники и с удовольствием обыгрывают этикетные диалоги- поздравления: с днём рождения, с новым годом. С не меньшим старанием изучают и запоминают формы благодарности, используют их затем и в речевых ситуациях.
Разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, младшие школьники приобретают жизненный и социальный опыт за счёт расширения спектра проигрываемых ролей.
Работая с текстом об уникальной природе Австралии, беседую с3 классом о защите окружающей среды всего мира. При изучении раздела «Наша страна» акцентирую внимание учащихся на достижении великих людей России. Изучая тему « Что ты умеешь делать?» ребята с радостью рассказывают о своих способностях, талантах членов своей семьи.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального образования строится вокруг умения учиться и связано с формированием универсальных учебных действий.
Итак, что же дают УУД? И как я применяю УУД на своих уроках.
-обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты:
- создают условия развития личности и её сомореализации на основе умения учиться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую профессиональную и социальную мобильность:
- обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
На моих уроках они проводится в ходе выполнения заданий творческого и поискового характера, через учебное проектирование, комплексные работы на межпредметной основе.
Уже на начальном этапе обучения учащимся предлагаются разнообразные проблемно-поисковые задачи на учебном материале, которые обеспечивают овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Для выполнения личностных УУД в учебнике имеются следующие упражнения:
Прослушай и прочитай предложения. К какому из них нет картинки.
Как ты думаешь, что говорят эти люди? Прослушай и проверь удалось ли тебе угадать. ( с аудирования начинается каждый урок)
Чей это рисунок? Послушай и угадай, где чей рисунок.
Послушай и угадай, где чья еда для пикника?
Послушай песенку. Какие животные есть у старика Макдональда на даче.
Каждый урок начинается с аудиозаписи. При объяснении задания обязательно говорю учащимся, чему они научатся и что они узнают , если правильно выполнят данное задание.( что является регулятивным УД)
Учащиеся слушают иноязычную речь, стараются понять её и в течении урока выполняют задания.
Ответить на вопросы кратко.
На данном этапе выполнения упражнения у младших школьников проверяется владение диалогической формой иноязычной речи в соответствии с грамматическими и лексическими нормами английского языка. (для проверки форма контроля – форма коррекции –внести изменения)формируются коммуникативные УУД. У учащихся проверяется Умение вести диалог
Просмотрите текст и найдите нужную информацию.
Учащиеся читают письмо и определяют кто, кому, когда и откуда его прислали и когда его получил адресат. Таким образом, на данном этапе выполнения упражнения у детей формируются познавательные УУД, а именно поиск и выделение необходимой информации. (форма контроля и коррекции)
Проектные задания, которые я использую в своей практике, позволяют учащимся расширить и углубить изучаемый материал.
Вот, например, работа над проектом «Doll’s Theatre». Предварительно организую детей в группы, определяю цели и задачи предстоящей работы. На этом же этапе выбираем с учащимися сказочных героев для будущего театра. Театральных героев ребята готовят дома с родителями. На следующем этапе мы вместе с ребятами придумываем фразы для своих персонажей и готовим ситуации для их разыгрывания.
Развитие навыков поиска и сбора информации, работа с первоисточниками происходит во время подготовки презентаций при изучении определённых разделов УМК. (презентации выполняются совместно с учителем и родителями). Совместная деятельность позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества, эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии. Данный учебник предусмотрен на совместную работу учитель-ученик-родитель.
Учащиеся должны видеть свои ошибки и исправлять их. Прекрасным средством для формирования действия коррекции при развитии УУД является игровая технология, которой уделяю большое внимание в своей практике. На своих занятиях активно включаю лексико-грамматические игры из учебника и рабочей тетради и конечно же хорошо отработанные мною игры из других источников.
Играем в слова с мячом.
Давай поиграем в лото. Послушай слово, найди к нему рисунок и назови его номер по английски.
Осознание учеником того, как он хорошо научился говорить, понимать иноязычную речь на слух , читать и писать на английском языке, на каком уровне он находится происходит в рамках действий оценки\самооценки.
При изучении определённого раздела, учащиеся имеют возможность сравнить свою оценку с оценкой учителя и результатом контрольной работы на определённую тему. В рабочей тетради очень хорошие упражнения на закрепление лексико - грамматических навыков. В конце каждой четверти даны контрольные работы.
Форма контроля успешно проводится в форме игры или групповой работы.
Изучив историю работы с Портфолио по иностранному языку (Н.Д
Гальскова, З.Н. Никитенко), я определила для себя цель и задачи ученического портфолио. Основная психолого-педагогическая цель работы с «Портфолио» - это формирование и развитие адекватной самооценки учащихся, в процессе их совместной деятельности с учителем по созданию «Портфолил»
Задачи Портфолио:
- отмечать языковые способности, умения, навыки учащегося;
- исследовать развитие учащегося в течение определённого времени;
- изучать особенности себя как личности и развивать самоуверенность;
- развивать письменные навыки;
- Обеспечивать преемственность в процессе обучения.
Структура языкового портфолио включает три раздела, а именно: «Языковой паспорт» (Language passport), «Языковая биография», (Language Biography), «Досье» (Dossier). Все работы собираются в хронологическом порядке.
Раздел 1 «Языковой паспорт» (Language passport): в нём дети анализируют свой небольшой опыт изучения языка через предложенную учителем анкету.
Раздел 2 «Языковая биография», (Language Biography) предназначена для самостоятельной оценки учащимся своего уровня владения английским языком. Сюда заносятся листы самооценки после изучения определённых тем и разделов, а также по итогам четвертей. В данном разделе содержится страничка для родителей, в которой они дают оценку работе своего ребёнка.
Раздел 3 «Досье» (Dossier) свидетельствуе об успехах учащегося в овладении языком. Поэтому он разделён на следующие закладки: «Мои творческие работы», «За пределами урока», «Контрольная работа. Достижения», «За пределами учебника». Сюда включены «Лучшие» письменные работы ( не обязательно с отличными оценками), тетрадь для контрольных работ с оценками. Автобиографические записи. Работы по чтению, словарные работы, стихи и рассказы. Написанные учащимся; индивидуальные и групповые проекты (фотографии, картинки, коллажи, слайды, видео), работы, выполненные на компьютере.
Дополнительно включаю в Портфолио ещё одну закладку «Коллектор» (Collector), где содержаться грамматические материалы в помощь при изучении определённой темы. Это-заготовка опорных таблиц и схем, которые учащийся может изменять по мере прохождения материала
Построение учебного процесса с активным использованием языкового портфеля как неотъемлемого компонента УМК способствует формированию у учащихся чувства успешности, повышению мотивации к изучению английского языка, развитию навыков самооценки, стремления демонстрировать свои способности и умения.
Как гласит притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить его самого ловить рыбу, и тогда человек уже никогда не останется голодным.