«Использование технологии кластеров, как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии».
Главная цель технологии – научить ученика самостоятельно под руководством учителя добавить знания на основе работы с текстом учебника.
Данная технология способствует актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, стимулированию мыслительной деятельности, развитию творческого типа мышления. Она позволяет эффективно развивать географическое мышление.
Основой технологии являются три ступени урока: «Вызов – осмысление - рефлексия».
Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему «Использование технологии кластеров, как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии».»
Выступление на тему: «Использование технологии кластеров, как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии». Главная цель технологии – научить ученика самостоятельно под руководством учителя добавить знания на основе работы с текстом учебника. Данная технология способствует актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, стимулированию мыслительной деятельности, развитию творческого типа мышления. Она позволяет эффективно развивать географическое мышление. Основой технологии являются
три ступени урока: «Вызов – осмысление - рефлексия». Первая фаза – вызов | Вторая фаза - осмысление | Третья фаза - рефлексия |
на этой стадии происходит пробуждение интереса, постановка проблемных вопросов. | дает возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, причем возможно сообщение информации учителем или ее самостоятельный поиск. | на этой фазе происходит закрепление новых, знаний, осмысление своего опыта. |
В своей работе я использую как традиционные технологии: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, составление кластера.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пачек, созвездие, гроздь. Составление кластера позволяет обучающимся свободно и открыто размышлять по какой – либо теме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Главная роль отводится работе с текстом.
Памятка для учащихся. 1. Прочитай текст. 2. Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается – объект или процесс. 3. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов – могут быть: названия объекта, состав объекта, структура объекта, особенности объекта. |
Этапы подготовки кластера 



Метод составления кластера можно использовать на разных стадиях урока : при объяснении нового материала, при самостоятельной работе с учебником, выполнении практических работ и закреплении изученной темы.
Использование кластера. Например, на стадии «осмысления содержания» при изучении темы «Электроэнергетика России» в 9 классе. Класс делится на группы. Составляем план сравнения электростанций, по каждому группа составляет кластер на основе работы с учебником, атласом.

Пример кластера одой из групп:

Удобно использовать методику составления кластеров на стадии рефлексии, когда происходит закрепление новых знаний. В 6 классе при изучении темы «Рельеф дна Мирового океана» составляется кластер:

Также в 6 классе при изучении темы «Части Мирового океана» составляется кластер:

В 7 классе после изучения раздела «Океаны» составляется кластер:

Так же можно использовать кластеры с частично заполненными элементами (для слабых детей).
Кластер «Различия гор по высоте».
Кластер «Движения вод в океане». 
В результате, при помощи составления кластеров обучающиеся получают краткое содержание изучаемой темы.
Таким образом, использование кластеров развивает умения работать с текстом учебника, выделять смысловые единицы, формулировать собственные выводы, вести диалог, уважительно относиться к иной точке зрения.
Примеры кластеров:


