Выступление на тему:
«Внеклассная работа
по истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»
Подготовила:
учитель истории и права
Полякова Е.В.
г. Перевальск
Внеклассная работа по истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Надо отрешиться от мысли,
что для хорошей школы нужны
прежде всего хорошие методы
в стенах класса.
Для хорошей школы прежде всего
нужна научно организованная
система всех влияний.
А.С. Макаренко.
На мой взгляд, в ряду этих влияний на обучающихся одно из важнейших мест занимает внеклассная работа, которая является составной частью всей системы образовательно-воспитательной работы гимназии и достигает тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами.
Внеклассная работа по истории способствует развитию у обучающихся интереса к изучению предмета и активизирует их познавательную деятельность. Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка; установить более тесный контакт и взаимопонимание.
Во внеклассную работу я вовлекаю детей на основе свободного выбора.
Добровольное начало – один из основных принципов внеклассной работы. Этот принцип в значительной мере определяет ее содержание и методы.
Внеклассная работа предполагает максимум самодеятельности и активности обучающихся, но принцип самодеятельности и активности отнюдь не исключает руководящей роли учителя. Именно он направляет инициативу и интерес детей, всемерно развивает их творчество, прививает им навыки самостоятельной работы, способствует активизации познавательной деятельности.
Внеклассная работа может протекать в разных формах. В своей педагогической деятельности я использовала: кружковую форму, индивидуальную форму, организовывала массовые мероприятия (вечера, конференции, дискуссии, дебаты, встречи с интересными людьми, исторические недели, олимпиады, конкурсы, театральные постановки, туристические походы, экскурсии по историческим местам, экскурсии в музеи и т.д.)
Во внеклассной работе нужны и массовые формы, и кружковые, и индивидуальные.
Очень важно для педагога знать мотивы участия обучающихся во внеклассной работе. Какие силы влекут их в необязательные для них занятия?
Результаты мониторингов, проводимых мной в средних и старших классах гимназии показывают, что прежде всего обучающиеся участвуют во внеклассной работе потому, что их влечет непосредственный познавательный интерес, возможность удовлетворить природную пытливость, проявить свою активность, коллективизм.
Готовя любое внеклассное мероприятие, я руководствуюсь следующими целями:
повышать интерес обучающихся к изучаемому предмету, так как это есть непременное условие улучшения качества обучения, а так же активизации познавательной деятельности;
формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;
способствовать развитию индивидуальных способностей, инициативы обучающихся;
дать возможность обучающимся ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал;
формировать мировоззрение обучающихся, патриотические чувства, развивать творческие способности.
Во внеклассной работе очень важно всегда помнить о том, что каждое мероприятие должно чем-то запомниться и обязательно нести нравственные идеалы, иначе это не внеклассное мероприятие по истории.
Важным компонентом в процессе учебной деятельности обучающихся является их участие во внеклассной работе. Как говорит пословица: « С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».
Деятельность – форма психической активности человека, коллектива, общества, направления, в основном, на преобразование окружающей среды.
Любая деятельность – это цепь действий человека.
В процессе деятельности формируется и сам человек, его физические и психические качества: выносливость, трудолюбие, самостоятельность, свобода, инициативность, честь и достоинство.
Деятельность служит средством самовыражения и самоутверждения личности: результаты деятельности приносят человеку ощущение удовлетворенности, самоуважение и уважение окружающих.
Существуют различные виды деятельности, например: духовная, которая включает в себя:
Я хочу остановиться на одном из видов деятельности, а именно – познавательной, ее активации во внеклассной работе.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную на основе познавательного интереса; поэтому активизация познавательной деятельности обучающихся способствует совершенствованию методов обучения как на уроке, так и во внеурочной работе.
Идея активизации познавательной деятельности имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат философские взгляды Сократа, Пифагора и других.
Интересные суждения об активизации познавательной деятельности можно найти в работах чешского ученого Я.А. Коменского, швейцарского ученого И.Г. Песталоцция, французского философа Ж.Ж. Руссо, русского ученого К.Д. Ушинского и т.д.
К.Д. Ушинский писал, что «… ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способность самостоятельно без учителя приобретать новые познания» (К.Д. Ушинский, педагогические сочинения в 2-х томах. М., 1974 г.)
Разработкой методов активизации познавательной деятельности занимались и советские педагоги С.Т. Шацкий, Г.Т. Яговицкий, Д.Н. Богоявленский, А.М. Матюшкин и т.д.
В 60-х–70-х годах XX века в советской педагогике и психологии начинает более широко разрабатываться идея проблемного обучения как средства активизации познавательной деятельности обучающихся, т.к. сущность проблемного обучения состоит в том, что обучающиеся под руководством учителя принимают активное участие в решении новых для них познавательных и практических проблем, при этом обучающиеся решают их главным образом самостоятельно.
Суть активизации познавательной деятельности обучающихся заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных проблем, она состоит в активизации их мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству.
Активность обучающихся в процессе познавательной деятельности – волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной познавательной цели.
Возьмем кружковую работу. Как правило, в него приходят те, кто проявляет интерес к истории. Если в младших классах в кружке работает много детей, то в старших классах – их не очень много. Задача учителя удержать кружковцев не принуждением, а интересом к решению определенной проблемы.
Я стараюсь разнообразить и обозначить некоторые проблемы, а затем на занятиях кружка и самостоятельной работой обучающихся найти материал, который будет новым и интересным.
Так, например, были определены несколько проблемных тем:
Почему в период суровых испытаний выпавших на долю нашей страны, рядовыми уходили на фронт наши сверстники? Что подвигло их на это? А наше поколение смогло бы поступить также?
Казаки, казачество, казачий край… В чем состоит противоречивость и драматизм истории казачества? Моё видение истории казачества на примере моей семьи.
Эти удивительные сталинградцы. Чем же они удивительны?
Роль женщин и детей во времена Второй мировой войны.
Кружковцы стали активнее на уроках истории, с удовольствием участвовали в массовой внеклассной работе по истории. Кроме того, в процессе решения проблемы, обучающиеся показали, что в их деятельности четко прослеживались этапы продуктивной деятельности: проблемная ситуация – проблема – поиск способов решения – решение проблемы. Были отмечены у обучающихся элементы новизны, эмоционального изложения добытого материала, а также формирование внутренней мотивации в более глубоком изучении истории.
Во внеклассной работе также широко использую такой вид активизации познавательной деятельности – игры: игра, одна из уникальных форм, позволяющая сделать интересной и увлекательной работу обучающихся не только на творческо-поисковом уровне, но и в будничных шагах по изучению, например, истории. Игра служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных как на уроке, так и во внеурочное время.
Игра объединяет эмоциональные и рациональные виды деятельности. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир. Эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции обучающихся.
Функции игровой деятельности: развлекательная, коммуникативная, самореализация, игротерапевтическая, межнационально-коммуникативная и др.
Целевыми ориентациями игр являются: дидактическая, развивающая, воспитательная
В свое время А.С. Макаренко говорил, что «игра без усилий, игра без активной деятельности – всегда плохая игра». К проведению любой игры готовятся и дети, и учитель. Если с младшими школьниками я провожу исторические игры-загадки, викторины, разгадывание кроссвордов, головоломок, решение простейших исторических задач, игры-путешествия, то со старшими школьниками я провожу деловые игры, ролевые игры, театрализованные постановки, узнай историческую личность и т.п.
Игра – одно из средств и условий развития интеллекта обучающихся. «Вся его жизнь – это игра, - писал А.С. Макаренко. – У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь» (А.С. Макаренко. Соч. т. 5, стр 272. М.,1958 г.)
Это высказывание А.С. Макаренко актуально и сейчас. Именно игра вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь обучающихся интересным содержанием, дает возможность самореализовать себя как личность, активизирует их познавательную деятельность.
Внеклассная работа по истории доказывает, что она является одним из средств активизации познавательной деятельности обучающихся.
Я убеждена в том, что настоящим учителем истории становится тот, кто в своей работе умело сочетает урочную и внеурочную работу, тем самым помогая обучающимся стать личностью, патриотом свой Родины, сформировать активную жизненную позицию, развить социально-образовательные компетенции.