Выступление социального педагога МБОУ «Марьяновская школа» Щербаковой Т.В.
«Организация работы с родительской общественностью в
МБОУ «Марьяновская школа»
(социальное партнёрство)
Актуальность
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед нашей школой, предполагали его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать образовательные задачи.
На современном этапе наша школа постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами( общественными организациями).
Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Социальное партнёрство – тип социального взаимодействия
В новой философской энциклопедии говорится, что социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.
Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.
Нормативно – правовые основы взаимодействия с родительской общественностью в МБОУ «Марьяновская школа»
Нормативно – правовые документы федерального уровня:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский и Семейный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ;
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования
Нормативно – правовые документы МБОУ «Марьяновская школа»:
- Устав школы;
- Договор ОУ с родителями (законными представителями)
- Локальные акты
Цели и задачи взаимодействия (социального партнёрства)
Цель – создание условий для роста психолого-педагогической культуры родителей как социальных партнеров , оказывающих влияние на становление и развитие личности школьника. Задачи : Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)
• Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподержки между школой и семьей.
• Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Этапы развития социального партнёрства.
Продумывание содержания и форм работы с родителями
Установление между педагогами и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество
Формирование у родителей более полного образа
своего ребенка
Ознакомление педагога с проблемами семьи в
воспитании ребенка
Совместное с взрослыми исследование и формирование
личности ребенка
Направления вовлечения родителей в единое пространство детского развития
Формирование мобильности родительской общественности
Формирование авторитетности родительской общественности
Формирование педагогической компетентности
Управляющий и попечительский совет
Школы родителей:
1.«Мудрое сопровождение ребёнка»
2. Курс для родителей особых детей «Родительское счастье»
ПМПк
Школьный родительский комитет
Наставничество
Совет профилактики
Модель социального партнерства
МБОУ «Марьяновская школа»
Система взаимодействия родительской общественности и школы
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
-
Открытость
Динамичность
Основные принципы партнёрства МБОУ «Марьяновская школа» и семьи
Сотрудничество
Индивидуальный подход к каждому родителю
Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в школе
-
Установка контактов родителей и педагогов
Исходя из указанной спецификации, налаживание контактов в нашей школе организованы следующим образом:
- приглашение родителей с детьми и без них на разные встречи;
- посещение семьи на дому;
- ежедневное непосредственное общение, когда родители приводят или забирают детей в первых классах;
- неформальные беседы о детях или запланированные встречи, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
- доска объявлений для родителей;
- дни и вечера посещений для родителей, чтобы увидеть, как занимается их ребёнок или ознакомиться с работой школы (День открытых дверей).
В нашей школе происходит постепенный переход с традиционных на нетрадиционные формы работы с родителями
Формы и методы взаимодействия с родительской общественностью
Традиционные
Нетрадиционные
- Круглый стол; вечер вопросов и ответов; встречи по интересам; игры; походы; родительские вечеринки родительская почта
- дискуссии; чайные паузы
- устные журналы; семинары-практикумы, школы для родителей
- Тестирование
- Памятки; выставки-презентации официальный сайт.
- Анкетирование
- Информационно-стендовый материал
Результаты взаимодействия
- Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей .
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Классные руководители стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока ещё инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в нашей школе. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах школы и семьи, как сейчас в рамках социального взаимодействия.
Выводы о результатах работы
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнёрскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на обучающихся. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о школе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Наши ученики чувствует себя ближе, роднее по отношению к классному руководителю, так как видит тесное общение педагога с его родителями.
И как результат, новое положительное отношение родителей к школе, положительная оценка деятельности работы всей школы на основе проведённых анкет в конце года.
При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
Спасибо за внимание !