СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме "Одаренные дети и работа с ними".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть кому - то  пригодится выступление по теме "Одаренные дети и работа с ними"

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Одаренные дети и работа с ними".»

7


Выступление «Одаренные дети. Работа с ними».


Любому обществу нужны одаренные люди. Одарёнными называют людей, которые имеют определённые задатки к развитию способностей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. И задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником,  они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь воплотить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, в творчестве,  помочь наиболее полно раскрыть свои способности

Методами выявления одарённости детей являются:

-наблюдения на уроках за деятельностью уч-ся, мониторинг;

-тестирование и задания тестового характера;

-задания разного уровня трудности;

- проектная деятельность;

- творческие работы;

- конкурсы, фестивали.

Существуют различные  виды одарённости, проявляющиеся в разных областях деятельности:

Музыкальная одаренность. 

К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.

Художественная одарённость. 

Появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго

Математическая одарённость. 

Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации.

Литературная одаренность.

Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Социальная одарённость.

Не заметить лидера в группе детей невозможно.


Слайд Особенностью одаренных детей является следующее: хорошая память, высокая концентрация внимания, классификация и категоризация, способность к анализу и синтезу, продуктивность, гибкость мышления, оригинальность мышления, улеченность содержанием задачи, перфекционизм, лидерство, соревновательность, широта интересов, юмор.

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются  найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы. 

Одаренный ребенок характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и  для выработки «умения мыслить».

  В своей работе на уроке учитель может использовать:


Метод эмпатии (вживания). Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

           Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Предлагаю попробовать «переселиться» в следующие объекты: дерево, камень, облако, дождь, книга, трава

Задавая вопросы объекту-себе, попытайтесь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы.

Вот пример описания ученицы о её "вживании" в свечу: "Я лежала в коробке. Вместе с такими же свечами, как и я. Вдруг нас стали брать, ставить на стол, зажигать спичкой, а потом друг о друга. Как и у других свечей, у меня появилось пламя, мое тело стало нагреваться и плавиться там, где ближе к пламени. Вокруг меня светло, я отражаюсь в поверхности, на которой стою. Но почему я не могу зажечься и погаснуть, когда захочу, а не тогда, когда на меня подует ветер или человек?".

          Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку задействует неиспользуемые обычно возможности детей. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их "очеловечивания".


«И все-таки у них много общего».

Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:

  • «Что общего между глазом и водопроводным краном»?

Оба слова - из четырех букв;

В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

И то и другое может блестеть;

Из них иногда льется вода;

Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.


«Сумасшедший архитектор». Задание:

необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.

Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.


«Метафоры».

Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.


Попробуйте подобрать к каждому изображению на рисунке крылатое выражение. ( На рисунках изображения  яблока, мухи, козла, рубашки, стрелы).

1. Яблоко: очень большая теснота в комнате. ( Яблоку негде упасть).

2.Муха: о полной тишине. ( Слышно, как муха пролетит).

3. Козел: о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок. ( Козел отпущения).

4. Рубашка: об удачливом, счастливом человеке ( В рубашке родился).

5. Стрела: о том кто очень быстро бежит. ( Летит стрелой).


Дискуссии и диспуты — идеальные методы работы с одаренными детьми. Обычно такие школьники всегда обладают своим мнением касательно любого вопроса. Участие в дискуссии поможет ребенку проявить себя, продемонстрировать собственные взгляды и убеждения. Например, в начальной школе можно попросить детей подготовить материал на тему: «самая важная буква алфавита». Еще одно интересное задание, которое подойдет для детей практически всех возрастов — это составление своего алфавита. Можно попросить детей придумать 30 своих букв, со своим написанием и звучанием. Также можно попросить составить из них несколько совершенно новых слов. Это задание полностью захватит детей, заставив их вспомнить все нюансы грамматики и словообразования.

Работать с одаренными учениками совсем не так просто, как кажется. Иногда педагогу приходится проявлять недюжинную фантазию и подготовку. Грамотная работа преподавателя с такими талантливыми учениками может быть сложной еще и из-за того, что ее придется осуществлять в большом классе, где есть и отстающие дети. Однако в результате, одаренные ученики смогут расширить свой словарный диапазон, улучшив знания по той или иной теме.


А чтобы узнать есть ли у вас склонности к работе с одаренными детьми для этого есть анкета по определению склонностей педагога к работе с одаренными детьми..


































Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 

1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены? 
а) да, 
б) нет, они и так хороши, 
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень. 

2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?
а) да, 
б) нет, 
в) в некоторых случаях. 

3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей? 
а) да, 
б) да при благоприятных обстоятельствах, 
в) лишь в некоторой степени. 

4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании? 
а) да, наверняка, 
б) это маловероятно, 
в) возможно. 

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности? 
а) да, 
б) часто думаю, что сумею, 
в) да, часто. 

6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей? 
а) да, это меня привлекает, 
б) нет, меня это не привлекает, 
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе. 

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого? 
а) да, 
б) удовлетворяюсь тем, что есть, 
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования. 

8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы? 
а) да, 
б) нет, достаточно знаний передового опыта, 
в) нет. 

9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то….. 
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях, 
б) махнете рукой на затею, 
в) продолжаете делать свое дело. 

10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид? 
а) да, 
б) не совсем легко, 
в) болезненно. 

11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить? 
а) не всегда, 
б) при хорошем настроении, 
в) в основном стараюсь это делать. 

12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях? 
а) да, конечно, 
б) запоминаю только то, что интересно, 
в) всегда вспомнить не могу. 

13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации? 
а) да, без затруднений, 
б) в некоторых случаях, 
в) нет. 

14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия? 
а) уклоняетесь от ответа, 
б) тактично переносите ответ на другое время, 
в) пытаетесь отвечать. 
15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то….. 
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы, 
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили, 
в) измените свое мнение, если давление будет мощным. 

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы 
а) средний, 
б) достаточный, 
в) оригинальный. 

17. Во время отдыха Вы предпочитаете…. 
а) решать проблемы связанные с работой, 
б) прочитать интересную книгу по проблеме, 
в) погрузиться в мир любимых увлечений. 

18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если…. 
а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца, 
б) Вы более или менее довольны, 
в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела. 
Обработка результатов. 

Ответы: 
а) 3 балла, 
б) 1 балл, 
в) 2 балла. 




Подсчитать количество набранных баллов: 

49 и более баллов. 

Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся. 

24 - 48 баллов. 

У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. 

23 и менее баллов. 

Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.