Выступление:
Роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов
Подготовил Шилин И. В.
учитель русского языка и литературы,
Кировская многопрофильная гимназия
Роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов
Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
Актуальность темы «Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся при организации урочной и внеурочной деятельности » обнаруживается в противоречиях:
1. С одной стороны возросший уровень требований к результатам обучения, с другой стороны невозможность самореализации личности в рамках традиционной классно-урочной системы;
2. С одной стороны необходимо в условиях внедрения новых образовательных стандартов использовать системно - деятельностный подход в обучении учащихся, с другой стороны недостаточно необходимого опыта, нет чёткого представления, как это реализовать на практике.
3. С одной стороны социальный заказ, предъявляемый к школе на подготовку личности, способной к жизни в современном быстро изменяющемся мире, и с другой: сложившиеся способы организации образовательного процесса.
4. С одной стороны, необходимо проведение эффективной работы, направленной на достижение метапредметных результатов у обучающихся, а с другой - недостаточно знаний и умений у педагогического коллектива по диагностике УУД, не определены способы формирования метапредметных результатов, недостаточно разработаны соответствующие методические средства.
В целях разрешения противоречий и разработан проект «Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся при организации урочной и внеурочной деятельности».
Цель проекта: методическое и педагогическое обеспечение формирования личностных и метапредметных УУД через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности учащихся.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
Метапредметные результаты будут только тогда достигнуты, если дети увидят, как можно использовать определенные умения, действия на уроках по разным предметам.