СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Целеполагание учеников - путь к успешному уроку: приемы техники целеполания"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на региональной конференции «Профилактика и преодоление профессиональных рисков педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования» по теме: «Целеполагание – путь к успешному уроку. Приемы техники целеполагания»

Просмотр содержимого документа
«выступление "Целеполагание учеников - путь к успешному уроку: приемы техники целеполания"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей




Выступление

на региональной конференции

«Профилактика и преодоление

профессиональных рисков педагогической деятельности

в условиях реализации ФГОС общего образования»

по теме:

«Целеполагание – путь к успешному уроку.

Приемы техники целеполагания»





учитель математики Ермошкина Лариса Юрьевна





г.о. Орехово-Зуево

2016 г

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека


Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным. Чем конкретнее поставлена цель, тем очевиднее ее достижение и тем более упорядоченным становится сам процесс организации урока.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Целеполагание — основополагающий этап в проектировании педагогического процесса. Под целеполаганием понимают комплексный процесс формирования цели.

Целеполагание в своей основе содержит три составляющих – смыслообразующую, содержательную и техническую. Первая отвечает на вопрос «Зачем?» вторая на вопрос «Что?» и третья на вопрос «Как?»

Отвечая на первый вопрос, мы определяем те образовательные ценности, ради которых будет осуществляться целенаправленная деятельность. Прорабатывая второй вопрос, мы формируем процесс, развитие которого на уроке мы будем задавать данной целью, а, рассматривая третий, мы обращаемся к той или иной технике постановки цели.

Для того, чтобы отличить цель от задачи необходимо прибегнуть к здравому смыслу и имеющейся формулировке. Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как деятельность.

Таким образом, цель отвечает на вопрос «Что сделано, (что будет сделано)?», а задача«Что для этого надо сделать?». То есть, формулировка цели описывает конечный результат, который Вы хотите достичь, а формулировки задач описывают действия, которые надо предпринять для того, чтобы этот результат был достигнут.

Часто учителя путаются в терминах и понятиях целей и задач.
Давайте разберемся, в чем состоит отличие цели от задачи. Для того, чтобы отличить цель от задачи необходимо прибегнуть к здравому смыслу и имеющейся формулировке. Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как деятельность. Например, цель: «Я владею техникой целеполагания». Для того чтобы достичь этой цели мне придется решить несколько задач:

Найти курс по целеполаганию

Записаться на него.

Пройти обучение.

Апробировать полученные знания и умения.

Сдать итоговое задание.

Успешно решив все эти задачи, я достиг(ну) поставленной цели.


Давайте, прежде чем приступить непосредственно к освоению техники эффективного целеполагания определим, почему привычные нам методы определения целей не приводят к запланированным результатам. Разберем наиболее часто встречающиеся ошибки постановки цели.

  1. Недиагностично поставленные цели. Формулировка цели в таком случае не позволяет объективно определить – достигнута цель или нет и, если достигнута, то в какой степени. Чаще всего в таких формулировках отсутствует описание результата деятельности, например, «изучить главу», «прочитать текст», «познакомиться с новым материалом» и т.д. Диагностично поставленная цель предполагает формулировку, описывающую результаты обучения, выраженные через действия учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными. Примеры формулировок диагностичных целей обучения можно посмотреть в известной педагогам таксономии Б.С. Блума и подобных разработках других авторов.

Пример недиагностично поставленной цели: "Сформировать у учащихся умение доказывать". Такую формулировку необходимо уточнить, чему будем учить на данном уроке:

-выдвигать тезис, который нужно доказывать?

-определять способ доказательства?

-подбирать убедительные и веские доказательства?

Иначе, в случае неудачи, мы не знаем, что же не сработало, что ученик не усвоил.

  1. Таксономия Блума

* Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией

* Идет от простейшего к наиболее сложному

* Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания

Пирамида - уровни

Уровень

Навыки

Задания

Знание

Повторение или распознавание информации

Назовите …
В каком году …
Где происходит …
Напишите формулу …
Перечислите …

Понимание

Схватывание (понимание) смысла информационных материалов

Закончите фразу …
Что вы узнали …
Почему …
Преобразуйте выражение …
Объясните взаимосвязь …
Расскажите своими словами

Использование

Применение в сходной ситуации

Объясните цель применения
Решите домашнюю задачу несколькими способами …
Какая теория позволит объяснить данное явление
Проверьте предложенную гипотезу …
Выводы …

Анализ

Определить части и структуру

Какова структура …
Классифицируйте …
Что является следствием …
Сравните …
Проанализируйте причины …

Синтез

Соединить части по-новому

Найдите собственное решение …
Предложите алгоритм …
Найдите альтернативу …
Каковы возможные изменения …
Систематизируйте …
Исследуйте …

Оценка

Оценить значимость на основе критериев

Оцените логику …
Опишите достоинства …
Выделите критерии …
Соответствуют ли …
Что вы думаете о …
Сделайте выводы …

  1. Глобализация цели. Заявленная цель классного часа – воспитание толерантности у обучающихся. Понятно, что цель не реальна, поскольку за один классный час этого не достичь, необходима полноценная программа, состоящая из комплекса взаимосвязанных занятий, мероприятий, имеющих более локальные цели, достижение которых, своей совокупностью будет содействовать развитию толерантности.

  2. Сужение спектра целей или занижение уровня цели. Постановка слабой цели, когда есть ресурсы и потенциальные возможности для достижения более объемной цели или даже цели более высокого уровня. Достижение ограниченной цели тоже имеет смысл, но при этом возникает ситуация упущенных возможностей, снижается эффективность образовательного процесса, например, когда педагог не ставит цели воспитания и развития, ограничиваясь только предметными целями.

  3. Неинтересные для обучающихся цели. Цель поставлена в плоскости, далекой от интересов обучающихся, без привязки к реальным сегодняшним или будущим потребностям обучающихся, без объяснения практической значимости цели для важных сторон жизни. Цель навязана обучающимся извне, без учета их интересов, их мотивов.

  4. Нечетко поставленные, непонятные для обучающихся, размытые, недостаточно конкретные цели. «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

  5. Неточно поставленные цели. Сформулированная цель не отражает или отражает не точно желаемую ситуацию. Возникает противоречие, нестыковка между целью и деятельностью. Даже качественно выполненная работа не приводит к достижению желаемой ситуации.

  6. Декларативность в постановке цели. Подмена цели лозунгом. Цель-пожелание или цель-вообще. «Давайте одолеем безграмотность». «Неплохо было бы поработать в этом направлении». «Необходимо достигнуть значимых успехов в изучении данного предмета» и т.д.

  7. Подмена цели задачей или темой. Представим обычный урок. Учитель говорит, что сегодня цель урока - изучить целеполагание. И все обучающиеся дружно в течение 45 отведенных минут изучают целеполагание. Поизучали чего-то, вышли из класса и забыли. Отдохнули на переменке и пошли изучать следующую тему следующего урока. С аналогичным результатом. Целеполагание – это тема курса. Цель данного курса – не изучение целеполагания, а приобретение конкретных умений по целеполаганию.
    Еще пример подобной цели – помыть окна в классе. Нарушители учебной дисциплины, оставленные в наказание после уроков, с удовольствием развели грязь на стеклах и спокойно отчитались классному руководителю о выполненной работе. Причем, они были абсолютно честны, говоря, что цель достигнута – окна помыты. Но помыть окна – это задача, а цель – чистые стекла и рамы, без разводов, пятен и потёков. Что поставили в качестве цели, то и получили.

Формулируя цель как «уже имею», «уже знаю», «уже освоил», «уже владею» вы задаете вектор действия и наполняете свои действия и действия обучающихся энергетическим зарядом. Поэтому, есть очевидный смысл формулировать цель как завершенное действие, как уже достигнутый результат. Конечно, это непривычная постановка цели, поскольку в формальном планировании мы привыкли ставить цель несовершенным глаголом. Но пришла пора переходить от формального планирования к реальному


Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос

  • Работа над понятием

  • Ситуация яркого пятна

  • Исключение

  • Домысливание

  • Проблемная ситуация

  • Группировка.

2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог

  • Собери слово

  • Исключение

  • Проблема предыдущего урока.


Некоторые приемы  целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.


Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".


Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.


Домысливание

Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим

Изучим

Узнаем

Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.


Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

– Самостоятельное решение

– Коллективная проверка результатов

– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

– Постановка цели урока.


Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

«На запоминание и воспроизведение»:

- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей, художников , композиторов.

«На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках  музыки  фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо   персонажу любого произведения,   сочинить письмо одного литературного или музыкального  героя  к другому и т. д.

«На понимание и применение»:

- Лови ошибку!

Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей   музыкального произведения  и терминов, а ребенку осознать важность внимания


Примеры формулирования цели.

Неверно

Верно

Использование в цели глагола в неопределенной форме.
Цель сформулирована как задача или процесс.

Пример:

  • решить

  • научить

  • будут сдавать

  • формирование

«…разработать проект…» (задача)
«…проведение праздника…» (процесс)

Использование в цели глагола в настоящем и прошедшем времени.
Цель сформулирована как результат.
 

Пример:

  • решила (решили, решено)

  • научила (научились, обучены)

  • сдала (сдали, сдано)

  • сформировано

«…разработала проект…», «…разработан проект…»
«…провела праздник…», «…проведен праздник…»

 

В формулировке не указано кто реализует цель/ кем цель будет реализована.

Пример:
«…разработан проект…»
«…ученики выступили…»

В формулировке указано кто реализует цель/ кем цель будет реализована.

Пример:
… студенты (какого курса?) изучили…
...учениками (какого класса?) составлен…
… дети (какой группы, возраста?) выполнили…
… коллеги сдали…
… я освоила…
и.т.д.
«…студентами 1-го курса группы №123 разработан проект…»
«…ученики «А» класса выступили…»
 

Цель глобальна (неконкретна).

Пример:
«…воспитание нравственной личности…»
«…сформирую чувство патриотизма…»

Цель конкретна, значит реальна.

Пример:
… проведу (провела) работу над ошибками, допущенными в изложении…
…закончила курсы по…
…научились (научила) определять склонение имен существительных…
…готовы к праздничному занятию…

 

В формулировке цели не указано, чем будет измеряться цель ( не использованы качественные и количественные показатели, или использован один из них).

Пример:
«… ученики … справились с контрольной работой по данной теме…»

В формулировке цели указано, чем будет измеряться цель (использование качественного и количественного показателей).

Пример:
…87 % учеников (студентов, и.т.д.)… справились с контрольной работой по данной теме…
…3 студентов выступили на студенческой конференции по биологии с докладами…
…я успешно сдала экзамен по…

 

В формулировке цели не указаны конкретные сроки, в которые (или к которым), цель будет достигнута.

Пример:
«…в апреле - мае …»
«…в течение 3 четверти 2014-15 учебного года …»
«…к концу урока…»

В формулировке цели указаны конкретные сроки в которые (или к которым), цель будет достигнута

Пример:
25.04.2015…
к концу 3 четверти 2014 – 2015 учебного года…;
к январю 2015г….

«23.01.2015, на уроке математики…»


А теперь давайте посмотрим несколько видеофрагментов уроков (этапа целеполагания), а затем прокомментируем их

10