Предмет: технология.
Учитель: Устинкина Наталья Анатольевна
Тема урока: «Выжигание по дереву»
Класс: 6
Цель:
Задачи:
Научить качественно выжигать;
Продолжить развивать знания по обработке древесины; познавательные способности школьников в процессе решения проблемы урока;
Воспитывать эстетические качества.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой.
Оснащение урока: столярный верстак, напильник, шлифовальная бумага, фанера для выжигания, прибор для выжигания, карандаш, копировальная бумага
Опорные понятия: выжигание, электровыжигатель
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Изложение нового программного материала.
(СЛАЙД 1) Показать шифровку (на верстаках лежат ключи).
Сегодня тему нашего урока зашифровали, давай попробуем восстановить текст.
- ? Что получилось? (СЛАЙД 2)(тему записываем и выводим цель урока)
2. (СЛАЙД 3) Как вы дадите определение: что такое выжигание? (ответы ребят)
3. (СЛАЙД 4) (Выжигание это один из видов декоративной отделки поверхности древесины).
(Читаем определение и записываем этот термин в рабочей тетради.)
Искусство выжигания по дереву один из древних и распространенных декоративных техник. Много веков назад огонь превратился в помощника: давал свет и тепло, приготовление пищи. Древние люди заметили, что деревянные орудия, становятся прочнее, если их несильно обжечь в огне – служат дольше и не боятся влаги. Наши предки, как и мы, украшали свой быт: вышивки, рисунки, скульптура. Первые, дошедшие до нас предметы с выжженными узорами, датируются VII веком до нашей эры. Особенно популярным выжигание было в Англии. Выжигательная машина с большим набором наконечников, газовые и электропечи, горелки и кочерги были главными инструментами пирографов, пока в 20 веке не появился пирографический прибор с конструкцией паяльника. И это был настоящий прорыв, хотя техника была громоздкой и не самой безопасной. В 1962 году сын британского токаря Рой Чайлд задумал модернизировать пирограф. Он усовершенствовал выжигающую часть прибора, и все недостатки массивной техники фактически свел к нулю. Пирографы с раскаленной проволокой и пирографы с твердым наконечником используются и по сей день. Отрасль продолжает развиваться и становится более доступной.
Для выжигания используют специальный прибор – электровыжигатель (пирограф). (СЛАЙД 5) (записать в тетрадь)
Основные части электровыжигателя:
Перо
Ручка
Электрический шнур
Корпус
Регулятор нагрева пера
4.Для выжигания можно использовать любую древесину. Но важно учитывать твердость и текстуру. Хорошо работать на материале из липы, ольхи и фанеры. Поверхность должна быть гладкой и ровной, для этого ее шлифуют наждачной бумагой, а затем переводят рисунок на заготовку.
5.Виды выжигания по дереву.
Плоскостное выжигание по дереву – основная картинка и фоновая часть расположены на полотне в одной плоскости.
Глубокое выжигание – основная картинка расположена на уровне полотна, а фоновая часть искусственно углубляется при помощи ножевидных штифтов.
Альтернативные способы выжигания:
Кислотное выжигание – нанесение узоров осуществляется под воздействием химических веществ. Доску покрывают воском или парафином, затем защитный слой соскабливают по линиям будущего рисунка и на древесину наносят серную кислоту.
Пиротипия – этот вид выжигания по дереву имеет больше общего с полиграфическими процессами. «Огненную печать» производят с помощью готового штампа, регулируя с помощью давления и температуры четкость и рельефность изображения.
Выжигание электрическим разрядом – контуры рисунка наносятся электролитом (раствором соли или другие), после чего по дереву пропускают ток.
Техника безопасности и правила при выжигании: (читаем и беседуем)
1. Включать прибор в сеть только с разрешения учителя
2. При работе проветривать помещение
3. Прибор при нагревании или во время отдыха кладут на подставку.
4. Оберегать руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.
5. Через 10 – 15 минут выключать устройство для остывания
6. Ручку выжигателя держат как карандаш
7. Работать с сухой древесиной.
8. Сначала рисунок выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям
9. Тонкие линии получаются при быстром движении пера
10. Толстые при медленном движении пера
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Практическая часть – Лабораторная работа.
Вводный инструктаж
Выбор узора для выжигания
Подготовить поверхность (зачистка наждачной бумагой)
Перенесение рисунка на заготовку
Выжигание рисунка
Раскрашивание
Текущий инструктаж
Заключительный инструктаж
Закрепление пройденного материала. (СЛАЙД 19)
Из каких основных частей состоит электровыжигатель?
Как понять, что перо нагрелось?
Кто создал прибор для выжигания?
Кроссворд «Основные части выжигателя» (ученики сами вписывают слова)
Заключительная часть.
Учитель задает ученикам вопросы: (СЛАЙД 20)
Какие трудности вам пришлось испытать?
Что нового узнали?
Какие эмоции вы получили?
Что было самое интересное?
Учитель объявляет полученные учениками баллы, оценки за урок.
Домашнее задание:
Найти в Интернете, книгах, журналах рисунки, которые можно использовать при выжигании и принести для пополнения библиотеки школьной мастерской