Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Лицей №136»
«Взаимное общение, сотворчество как основные формы воспитательного влияния на ученика в современных условиях»
Учитель истории и обществознания
Морозова О.С.
Воспитательный компонент ФГОС включает в себя примерную программу воспитания, стратегическая цель которой - системное многократное содействие самореализации школьников. Реализация Программы должна обеспечить формирование у школьников готовности к самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности. Учитель (классный руководитель) должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной творческой личностью. Творчество должно стать главным условием функционирования и воспитательной системы, и учебного процесса, пронизывать и связывать воедино обучение и воспитание.
В нашей школе много внимания уделяется развитию творческих способностей не только через работу кружков, клубов, проведение творческо-эстетических конкурсов музыкального, художественного, сценического содержания, но и в каждую реализуемую воспитательную программу, будь то патриотическое или гражданское воспитание, формирование здорового образа жизни или профилактика детского травматизма, обязательно вносим творческое начало – возникает интеграция форм воспитательных технологий, которая дает возможность учащимся более полно реализовывать свои способности.
Сотворчество взрослых и детей - это источник условий и результат развития участников педагогического процесса и взаимоотношений между ними. Сотворчество достигается, если участники деятельности осознают важность взаимодействия друг с другом в достижении положительного результата, выполняет работу по собственной инициативе, относятся друг к другу как к индивидуальности. Необходимым условием и предпосылкой сотворчества и соучастия участников педагогического процесса является целеполагание, то есть включение педагогов, учащихся, а порой и родителей, в выдвижении и обосновании целей совместной деятельности, определение путей их достижения и ожидаемого результата
При организации совместной деятельности нужно помнить об основных предпосылках продуктивного сотворчества:
Взаимодействие с воспитанниками должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними.
Важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела.
Необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и своего личного опыта, пока у учащихся не появится необходимость посоветоваться с педагогом.
Важно обеспечивать добровольное включение ребят в решение творческих задач.
Деятельность должна быть увлекательной, при ее организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся. Учитывать интересы каждого и группы в целом. Классный руководитель имеет возможность реализовывать эти задачи, в полном объеме используя время на классных собраниях, через участие в проектной деятельности и т.д. Для работы в 6 В классе мной были поставлены следующие цель и задачи воспитательной работы
Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации.
Задачи:
формирование культуры общения школьников с товарищами, педагогами, родителями;
формирование здорового образа жизни;
формирование нравственных и гражданских качеств личности;
вовлечение родителей в воспитательный процесс класса.
Направления деятельности:
- сплочение классного коллектива,
- индивидуальная работа с учащимися, родителями, учителями- предметниками, социальной службой,
- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу, организация и проведение мероприятий разной направленности, исходя из интересов и желания обучающихся. Как при реализации задуманного объединить и заинтересовать всех участников образовательного и воспитательного процесса?
На мой взгляд, одним из вариантов сотворчества может стать участие класса в творческих проектах таких как «Игрушки детскому дому», «Книга - лучший друг человека»; участие в проекте «Трудовой лагерь» (помощь пожилым, работа в парках и скверах, концерты для малышей и их родителей) к новому году мы делали большие елочные игрушки, различные новогодние поделки для больших городских елок. В теплое время года мы классом убираем территорию школы, а в апреле участвуем в субботнике.
Этот вид деятельности помогает реализовывать многие задачи, стоящие перед классным руководителем.
Во-первых, дает возможность раскрыть таланты и способности большинства учащихся класса, т.к. количество участников в проекте неограниченно.
Мы в свою очередь задействовали 40% учащихся 6 В класса.
Во-вторых, тему проекта ребята выбирали самостоятельно исходя из собственных интересов и предпочтений.
В-третьих, проектная деятельность дает возможность работать как в группе, так и индивидуально. Ребята разделились на несколько творческих подгрупп. Самостоятельно разработав цели и задачи, для каждой группы исходя из темы проекта. Обосновывая актуальность, учились аргументировать свою позицию.
При разработке способов сбора и анализа информации по теме проекта – ребята получили возможность проявить фантазию, предлагая свои варианты решения проблемы. Среди ребят оказалось много творческих натур: Хлыстова Анна продемонстрировала свои возможности в области фотосъемки, Капис Ирина - проявила художественный вкус, создавая выставку рисунков. При реализации задуманного в классе появились сценаристы: Касьянова Юлия, Ткач Елизавета, Плескач Светлана, Мирошникова Валерия – которые готовили сказку для начальной школы по теме проекта. Работа над проектом дает возможность привлечь всех участников образовательного процесса: ребят, учителей, психолога, родителей и т.д. Причем осознание того, что «помощники», для успешной реализации задуманного необходимы, у ребят происходит самостоятельно, в процессе работы. Процесс творчества неразрывно связан и с процессом познания. Ребята подбирают материал, изучают литературу, повышая тем самым свои учебные навыки, пополняя багаж знаний.
Развиваются и организаторские способности ребят, а так же требует согласованного действия всех подгрупп: н.: конкурс рисунков, проведение анкетирования и т.д.
В процессе работы классный руководитель не навязывает готового содержания, а у ребят возникает желание посоветоваться с педагогом. Сотрудничество и сотворчество неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в каждом из описанных способов сотрудничества вечно присутствует доля сотворчества.