СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимное расположение сферы и плоскости.

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: изучить виды взаимного расположения сферы и плоскости; формировать навыки решения задач

Просмотр содержимого документа
«Взаимное расположение сферы и плоскости.»

Класс: 11

Предмет: геометрия



Тема урока: Взаимное расположение сферы и плоскости.



Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

  1. изучить виды взаимного расположения сферы и плоскости;

  2. формировать навыки решения задач.

Задачи урока:

  • познакомить с видами взаимного расположения сферы и плоскости;

  • воспитывать ответственное отношение к учебе, трудолюбие, целеустремленность; умение

объективно оценивать свои знания, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль,

  • развивать пространственное мышление обучающихся, умение анализировать материал, делать выводы, умение применять полученные знания в различных ситуациях, в том числе в практической деятельности

Планируемые результаты:

Ученик должен

знать возможные случаи взаимного расположения сферы и плоскости,

уметь решать простейшие задачи

УМК: Учебник: Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. Б. Кадомцев и др. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2014..




Ход урока.


  1. Организационный момент.

  • Приветствие

  • Создание доброжелательной атмосферы

  • Проверка готовности учащихся к уроку, психологического настроя учеников

  • Фиксирование отсутствующих


  1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.


Давайте с вами вспомним случаи взаимного расположения прямой и плоскости. Изобразите их в тетради.

У доски модели чертят учащиеся по одному с каждого ряда.

А есть ли аналогия построенным моделям на плоскости для пространства?


Учащиеся выдвигают свои версии, в результате обсуждения приходят к выводу, что это шар или сфера и плоскость. Посмотрите на рис.1.




Каково расположение сферы и плоскости относительно друг друга на каждом чертеже?


Сформулируйте тему урока.


Какие цели урока вы перед собой можете поставить?


Знания о сфере пришли из астрономии. 


Омар Хайям писал:

От земной глубины до далёких планет
Мирозданья загадкам нашёл я ответ.
От зенита Сатурна до чрева Земли
Тайны мира своё толкованье нашли.



  1. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

  1. Решение задач


576 а, в


577 а, в



578





Ответ: а) О ( 0; - 1; 2); R = 3;

б) при т = 2


  1. Индивидуальное задание по карточкам для группы учащихся:


1)Возможно ли составить уравнение сферы? Если возможно, то составьте:

1) О (2;-3;4;), MN=16; 2) OM=7; 3) М (1;-2;0), О(3;4;-5); 4) О(0;0;0), R=8.




  1. Изучение нового материала


Вернемся к нашим трем чертежам. Введем систему координат так, как показано на рисунках. Плоскость Оху совпадает с плоскостью α , а центр С сферы лежит на положительной полуоси Оz. В этой системе координат т. С имеет координаты (0;0; d), поэтому уравнение сферы будет иметь вид x2 +y2 +(z-d)2 = R2 . Плоскость α совпадает с плоскостью Оху и поэтому ее уравнение имеет вид z=0 (попытайтесь ответить, почему z=0?).

Таким образом, вопрос о взаимном расположении сферы сводится к исследованию системы уравнений

Вы видите на экране три вида взаимного расположения сферы и плоскости, значит, нам нужно сделать три вывода о том, как это расположение сферы и плоскости зависит от разности значений R и d. Давайте разобьемся на 3 группы. Каждая группа поработает со своим рисунком и выбранный представитель от группы поделится со всеми своими выводами.

Каждой группе задание - исследовать зависимость взаимного расположения сферы и плоскости от разности значений R и d.

Класс разбивается на три группы-«мозговой штурм».

Каждая группа получает инструкцию по работе над исследованием.

Инструкция для 1 группы:

  1. Если точка М с координатами (х; у; z) находится и на сфере и на плоскости, то какой делаем вывод?

  2. Подставить первое уравнение системы во второе.

  3. Рассмотреть разность R2–d2, когда d

  4. Если не получается см. стр.131 учебника

Инструкция для 2 группы:

  1. Если точка М с координатами (х; у; z) находится и на сфере и на плоскости, то какой делаем вывод?

  2. Подставить первое уравнение системы во второе.

  3. Рассмотреть разность R2–d2, когда d=R. Сделать вывод, соответствующий данному случаю.

  4. Если не получается см. стр.131 учебника.

Инструкция для 3 группы:

  1. Если точка М с координатами (х; у; z) не находится и на сфере и на плоскости одновременно, то какой делаем вывод?

  2. Подставить первое уравнение во второе.

  3. Рассмотреть разность R2–d2, когда dR. Сделать вывод, соответствующий данному случаю.

  4. Если не получается см. стр.131 учебника.


Представители от группы вызываются к доске для отчета по работе группы.

На экран высвечиваются критерии оценивания выступающего:

Критерии для оценивания выступления от группы:

    1. Время

    2. Правильность

    3. Доступность изложения

    4. Логика изложения

    5. Речь

    6. Эмоциональность

Во время отчета выступающего все остальные учащиеся оформляют записи в тетради.








  1. Закрепление нового материала


    1. Решение №580 в тетрадях и у доски.





Дано: шар, R=41 дм, d=9дм

Найти: Sсеч.


Решение:

1)dсеч. = ?r2

2) В ? АОК  АКО =90о, т.к. КО = d

АК = =40 (дм)

3) Sсеч.  r2 = 402  = 1600   (дм2)

Ответ: 1600   дм2


    1. Решение задачи № 586 (а) группой более подготовленных учащихся.



Дано: ОАВС – тетраэдр,

ОН - высота,

R = 6 дм - радиус сферы,

ОН = 60 см

Исследовать: 

взаимное расположение сферы и плоскости АВС.




Решение:

ОН = d = 60см=6дм.

Рассмотрим уравнение х2 +у2 = R2 – d2, где d = R = 6 дм.

ОН   (АВС).

Значит, сфера и плоскость имеют одну общую точку – они касаются.


3) Самостоятельное выполнение задачи № 584 группой остальных учащихся.

Один учащийся от каждой группы работает у доски. Учащиеся выполняют самопроверку.






  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мы рассмотрели три возможных случая взаимного расположения сферы и плоскости. Каковы они?

Вами было проведено исследование взаимного расположения сферы и плоскости в зависимости от соотношения между радиусом сферы и расстоянием от ее центра до плоскости. Каковы результаты этого исследования?

Выставление оценок учителем.



  1. Домашнее задание


П.66, №№ 581,586 (б), №587







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!