Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лиственская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района
Республики Крым
"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"
Подготовила
учитель начальных классов
Новик Наталья Анатольевна
2020г.
В игре раскрывается перед детьми мир,
раскрываются творческие способности личности.
Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития.
В.А.Сухомлинский
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин (ФГОС).
Добиться выполнения поставленных задач можно учитывая психолого-педагогические особенности младших школьников.
В ходе урока можно использовать следующие методы:
Методы исследования:
теоретические – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;
метод анализа и обобщения опыта и практики развития младших школьников в игровой деятельности;
наблюдение за младшими школьниками в процессе игровой деятельности;
психодиагностические методы исследования уровня развития младших школьников;
эксперимент.
Ведущий вид деятельности младшего школьника - это игровая деятельность, наиболее эффективный путь включения детей в учебный процесс.
Критериями «правильной» игры являются:
наличие в ней нравственного и умственного развивающего содержания;
развитие воображения и творчества;
дружелюбие во взаимоотношениях;
радость осознания своих сил.
Дидактические игры являются переходной формой от игры к учёбе, в процессе которых формируются необходимые универсальные учебные действия.
Основные функции дидактических игр.
Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);
Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;
Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;
Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД;
Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД;
Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков –коммуникативные УУД.
Структурные составляющие дидактической игры :
Игровая деятельность, как элемент урока, может применяться на любом его этапе — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.
Например, на этапе актуализации знаний на уроке математики эффективно использование игры "Гимнастика для ума", "Магический квадрат", игры на зрительное сравнение, которые включают обучающихся в активную познавательную деятельность.
Комплексный подход к подбору содержания этапа актуализациизнаний позволяет решить сразу несколько задач: образовательных, развивающих и воспитательных.
На уроке математики весь этап актуализации знаний можно проводить с использованием единого сюжета: например, зимующие птицы.
« Едет по небу коляска –
Темно – серая окраска.
А в коляске на постели
Дремлют белые метели.
Их баюкает сама
Белоснежная зима.
Как проснутся эти крошки,
Как поднимутся на ножки,
Да как свиснут эти дети-
Побелеет все на свете».
В.Орлов.
Ребята с уверенностью называют какое сейчас время года и как называют птиц,которые остаются зимовать вместе с нами. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо решить цепочки с примерами и получившиеся ответы найти среди данных вариантов.
Использование таких единых сюжетов многократно усиливает эмоциональный отклик детей, а заодно расширяет их кругозор, помогает им активнее включаться в учебный процесс.
При работе по теме: «Письменная нумерация чисел в пределах 20» очень эффективно проходит игра "Математическая эстафета".Проводиться групповая работа. Побеждает та группа, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
При изучении нумерации чисел в пределах ста задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа. На этапе включения детей в систему знаний дидактическая игра решает задачу усвоения темы.
Во время выполнения самостоятельной работы с проверкой по эталону проводиться игра “Назови соседей числа”. Эта игра даёт возможность каждое число рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
На уроках литературного чтения можно использовать ЛОГОГРИФЫ- это более сложный вид шарады. Слово делится на части, слоги, буквы, которые могут произвольно комбинироваться друг с другом.
Дети настолько увлечены этой игрой, что с удовольствием выполняют дома похожие задания.
Также можно применять в своей практике ребусы. Они интересны тем, что помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное, что доставляет радость открытия. Если создать ребус из слова с трудной орфограммой, слово будет писаться без ошибок.
В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведения, афоризм.
Учащиеся сами составляют ребусы на словарные слова, на правописание приставок, чередование гласных в корне и др. Подобные задания дети с желанием выполняют и дома.
Наряду с ребусами с огромным увлечением ребята работают и с кроссвордом.
На этапе закрепления знаний дети отгадывают кроссворд, который составлен на определённую тему.
Кроссворды и ребусы ребята отгадывают индивидуально, а также можно организовывать эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус или кроссворд – кто быстрее?
На этапе мотивации знаний можно использовать игру «Замени букву»,которая помогает активизировать умственную деятельность учащихся, развивает орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление(дочка-бочка-ночка, ручка - речка- свечка -печка).
Обобщение на уроках литературного чтения даёт возможность включить игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую- это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными универсальными учебными действиями.
В качестве примера может служитьинтеллектуальнаяигра «Что? Где? Когда?"
Обучающимся предлагается вспомнить прочитанные произведения и выбрать правильный ответ.
Включение информационно коммуникационныхтехнологий в учебный процесс позволяет организовать разные формы взаимосвязи игровой и учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.
При умелом сочетании игровой и учебной деятельности на уроках можно достичь хороших результатов формирования универсальных учебных действий.
Незаменимые помощники на уроках - это электронные приложения к учебникам.
Игра на уроке – не цель, а средство повышения активизацииучебно-познавательной деятельности младших школьников и развитие их творческих способностей. И от того как учитель организует учебный процесс зависит в значительной степени успех школьников.
Взаимодействие этих двух видов деятельности позволяет формировать прочные и глубокие знания, развивать ассоциативное мышление, обогащать их словарный запас, готовит основу для успешного обучения в основной школе.
Таким образом, можно сказать, что взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников является одним из распространенных и широко применяемых средств развития познавательного интереса, помогающий организовать процесс обучения увлекательно, интересно, разнообразно, установить взаимодействие и общение с учащимися в более непринуждённой форме, решать достаточно легко и свободно многие дидактические задачи.