СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации фгос ноо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации фгос ноо"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лиственская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района

Республики Крым





"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"





Подготовила

учитель начальных классов

Новик Наталья Анатольевна

2020г.



В игре раскрывается перед детьми мир,

раскрываются творческие способности личности.

Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития.

В.А.Сухомлинский

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин (ФГОС).

Добиться выполнения поставленных задач можно учитывая психолого-педагогические особенности младших школьников.

В ходе урока можно использовать следующие методы:

Методы исследования:

  • теоретические – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;

  • метод анализа и обобщения опыта и практики развития младших школьников в игровой деятельности;

  • наблюдение за младшими школьниками в процессе игровой деятельности;

  • психодиагностические методы исследования уровня развития младших школьников;

  • эксперимент.

Ведущий вид деятельности младшего школьника - это игровая деятельность, наиболее эффективный путь включения детей в учебный процесс.

Критериями «правильной» игры являются:

  • наличие в ней нравственного и умственного развивающего содержания;

  • развитие воображения и творчества;

  • дружелюбие во взаимоотношениях;

  • радость осознания своих сил.

Дидактические игры являются переходной формой от игры к учёбе, в процессе которых формируются необходимые универсальные учебные действия.

Основные функции дидактических игр.

  1. Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);

  2. Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;

  3. Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;

  4. Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД;

  5. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД;

  6. Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков –коммуникативные УУД.

Структурные составляющие дидактической игры :

  • дидактическая задача;

  • игровая задача;

  • игровые действия;

  • правила игры;

  • результат (подведение итогов).

Игровая деятельность, как элемент урока, может применяться на любом его этапе — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

Например, на этапе актуализации знаний на уроке математики эффективно использование игры "Гимнастика для ума", "Магический квадрат", игры на зрительное сравнение, которые включают обучающихся в активную познавательную деятельность.

Комплексный подход к подбору содержания этапа актуализациизнаний позволяет решить сразу несколько задач: образовательных, развивающих и воспитательных.

На уроке математики весь этап актуализации знаний можно проводить с использованием единого сюжета: например, зимующие птицы.

« Едет по небу коляска –

Темно – серая окраска.

А в коляске на постели

Дремлют белые метели.

Их баюкает сама

Белоснежная зима.

Как проснутся эти крошки,

Как поднимутся на ножки,

Да как свиснут эти дети-

Побелеет все на свете».

В.Орлов.

Ребята с уверенностью называют какое сейчас время года и как называют птиц,которые остаются зимовать вместе с нами. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо решить цепочки с примерами и получившиеся ответы найти среди данных вариантов.

Использование таких единых сюжетов многократно усиливает эмоциональный отклик детей, а заодно расширяет их кругозор, помогает им активнее включаться в учебный процесс.

При работе по теме: «Письменная нумерация чисел в пределах 20» очень эффективно проходит игра "Математическая эстафета".Проводиться групповая работа. Побеждает та группа, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

При изучении нумерации чисел в пределах ста задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа. На этапе включения детей в систему знаний дидактическая игра решает задачу усвоения темы.

Во время выполнения самостоятельной работы с проверкой по эталону проводиться игра “Назови соседей числа”. Эта игра даёт возможность каждое число рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

На уроках литературного чтения можно использовать ЛОГОГРИФЫ- это более сложный вид шарады. Слово делится на части, слоги, буквы, которые могут произвольно комбинироваться друг с другом.

Дети настолько увлечены этой игрой, что с удовольствием выполняют дома похожие задания.

Также можно применять в своей практике ребусы. Они интересны тем, что помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное, что доставляет радость открытия. Если создать ребус из слова с трудной орфограммой, слово будет писаться без ошибок.

   В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведения, афоризм.

Учащиеся сами составляют ребусы на словарные слова, на правописание приставок, чередование гласных в корне и др. Подобные задания дети с желанием выполняют и дома.

Наряду с ребусами с огромным увлечением ребята работают и с кроссвордом.

На этапе закрепления знаний дети отгадывают кроссворд, который составлен на определённую тему.

Кроссворды и ребусы ребята отгадывают индивидуально, а также можно организовывать эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус или кроссворд – кто быстрее?

На этапе мотивации знаний можно использовать игру «Замени букву»,которая помогает активизировать умственную деятельность учащихся, развивает орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление(дочка-бочка-ночка, ручка - речка- свечка  -печка).

Обобщение на уроках литературного чтения даёт возможность включить игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую- это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными универсальными учебными действиями.

В качестве примера может служитьинтеллектуальнаяигра «Что? Где? Когда?"

Обучающимся предлагается вспомнить прочитанные произведения и выбрать правильный ответ.

Включение информационно коммуникационныхтехнологий в учебный процесс позволяет организовать разные формы взаимосвязи игровой и учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.

При умелом сочетании игровой и учебной деятельности на уроках можно достичь хороших результатов формирования универсальных учебных действий.

Незаменимые помощники на уроках - это электронные приложения к учебникам.

Игра на уроке – не цель, а средство повышения активизацииучебно-познавательной деятельности младших школьников и развитие их творческих способностей. И от того как учитель организует учебный процесс зависит в значительной степени успех школьников.

Взаимодействие этих двух видов деятельности позволяет формировать прочные и глубокие знания, развивать ассоциативное мышление, обогащать их словарный запас, готовит основу для успешного обучения в основной школе.

Таким образом, можно сказать, что взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников является одним из распространенных и широко применяемых средств развития познавательного интереса, помогающий организовать процесс обучения увлекательно, интересно, разнообразно, установить взаимодействие и общение с учащимися в более непринуждённой форме, решать достаточно легко и свободно многие дидактические задачи.