«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МБДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Проблема воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности не теряет своей актуальности.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения, воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Современная деятельность педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важно то, что прививают ребёнку с детства в семье – это определяет его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих.
В настоящее время под здоровым образом жизни и мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение своего здоровья.
Таким образом, чтобы сохранить здоровье ребёнка и привить основы безопасности жизнедеятельности необходима целенаправленная работа не только в дошкольном учреждении, но и в семье, при их взаимодействии и сотрудничестве.
Наиболее оптимальным и эффективным сотрудничество будет тогда, когда обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Понятия сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников.
Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
У родителей и педагогов ДОУ одна цель — здоровое, полноценное и гармоничное развитие ребенка.
И только совместными усилиями, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов в формировании знаний о здоровом образе жизни детей и основах безопасности их жизнедеятельности.
Чтобы совместные усилия в этом направлении были целенаправленным и результативным, нужно определить следующие задачи в работе с семьей:
1. Изучение каждой семьи, определение уровня подготовленности родителей к совместному с педагогами решению задачи формирования основ здорового образа жизни у детей;
2. Мотивация родителей к совместной работе детского сада и семьи по вопросам сохранения, укрепления здоровья детей;
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью ознакомления с психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста;
4. Распространение положительного опыта семейного воспитания здорового ребенка.
Целесообразно работу воспитателей по сотрудничеству и взаимодействию с семьей осуществлять по следующим направлениям:
1. Информационно-аналитическое направление
Изучить степень осведомленности родителей по проблеме;
Определить особенности контингента детей (по уровню здоровья, физ. подготовленности, степени сформированности основ ЗОЖ).
На данном этапе проводится анкетирование членов семей, мониторинговые исследования по части охраны, укрепления здоровья воспитанников и ОБЖ.
2. Мотивационное направление
Установление эмоционального контакта между воспитателями, родителями и детьми;
Заинтересовать родителей вопросами формирования основ ЗОЖ и ОБЖ их ребенка;
Сформировать у родителей осознанное стремление участвовать в совместной деятельности детского сада по данной проблеме.
Формы и методы:
-оформление паспортов здоровья;
-встречи с медицинским работником, представителями семей, имеющих опыт семейного воспитания ЗОЖ и ОБЖ;
-совместное создание и использование рекламных слоганов, агитационных плакатов;
3. Просветительское направление
Познакомить родителей с особенностями психофизиологического развития дошкольников;
Задачами Программы, по которой работает ДОУ;
Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей.
Формы и методы:
-наглядные формы (буклеты, памятки, оформление стендов и др.)
-организация педагогической библиотеки по теме;
-индивидуальные беседы с родителями;
-консультации (групповые и индивидуальные);
-открытые мероприятия для родителей;
-мастер-классы для родителей;
-родительские собрания.
4. Практическое направление
Способы приобщения детей к ЗОЖ с учетом возрастных особенностей детей и задач образовательной программы ДОУ.
Методы и формы:
-организация выставок семейных творческих работ;
-участие в досуговых мероприятиях ДОУ;
-подвижные игры, физические упражнения, физкультминутки, гимнастика пробуждения.
5. Интерактивное направление
Интернет-совет (индивидуальное интернет-общение воспитателя и родителей и групповое общение родителей по вопросам воспитания здорового ребенка);
Это позволяет осуществлять сопровождение каждой семьи по вопросам ЗОЖ и ОБЖ, снимая, во-первых, ряд барьеров, которые могут возникнуть при непосредственном общении, во-вторых, сводя к минимуму затраченное родителями время.
Однако самой популярной формой общения родителей на сегодняшний день стал интернет-чат, в котором родители делятся друг с другом рецептами блюд здорового питания, популярными в их семьях досугами и другой полезной информацией, пропагандирующей здоровый образ жизни и ОБЖ.
Такая система работы в ДОУ по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства позволит не только наладить необходимый контакт с семьями, но – главное, сделать процесс формирования основ здорового образа жизни и формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников наиболее эффективным и отвечающим требованиям образовательной политики.