ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ НА
УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
ТНЕ interrelation of different arts in liberal arts class
Карпенко Н.Г.
г. Нижний Новгород
В данной работе были рассмотрены взаимодействие и взаимопроникновение таких видов искусств как литература, живопись, музыка, кинематограф. Приведенные примеры иллюстрируют, как разные виды искусств могут использоваться во взаимосвязи на уроках гуманитарного цикла.
This article consider the interrelation and interconnection of such arts as literature, painting, music and film-making. The given examples show how different arts can be combined in liberal arts class.
Ключевые слова: литература, живопись, музыка, кинематограф, гуманитарные науки, звук, цвет, слово.
Keywords: literature, painting, music, film-making, liberal arts, sound, color, word.
Счастлив тот, кто может разглядеть
красоту в обычных вещах, там, где другие
ничего не видят! Все — прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться.
К. Писсаро
Известный ученый, «знаток», телеведущий Анатолий Вассерман говорил о том, что детей нужно учить видеть целостную картину мира...
Ребенок, вступающий в жизнь открыт всему новому, еще неизведанному, разнообразному. И оттого, насколько интересен и глубок будет его путь познания, зависит, пожалуй, главное — богатство его личности и сила духа.
Чтобы развить данные способности в детях, необходимо и родителям, и учителям помочь ребенку осознать удивительное многообразие окружающего мира. На уроках гуманитарного цикла (и не только) целесообразно рассматривать анализируемые темы и предметы изображения с позиции целостного взаимодействия разных видов искусств.
Но музыка состоит из звуков, живопись из красок, поэзия из слов,
поэтому ключевыми словами, объединяющими все виды искусств будут звук, цвет, слово, образ, эмоция, пауза, ритм и т. д. Великий русский язык уже обозначил данные семантические единства. Называем их вместе с детьми, например: поэзия звуков, симфония красок, цветовые гаммы, мотивы поэзии, живописное звучание, нотка настроения, звуковые оттенки
и т. д.
В качестве примера на уроках литературы, посвященных жанру «фантастика», интересно проанализировать вместе с ребятами первые кадры фильма Андрея Тарковского «Солярис». Герой прощается с родной природой, созерцая ее краски, слушая звуки, впитывая удивительную и неповторимую красоту повседневности... Мы привыкли к тому, что понятие тишины, в первую очередь, обозначает молчание человека и часто забываем о том, что в природе много своих звуков, часто не улавливаемых нашим сознанием. А. Тарковский создает уникальную атмосферу наполненной тишины, отражающей, в том числе, и внутреннее состояние героя. На уроках литературы, в этой связи, интересно сравнить такие антонимические пары «наличия-отсутствия звука» как: звук-пауза, звук-молчание, звук-тишина и т. д. Далее указываем на оттенки их значения. В качестве домашнего задания можно предложить тему эссе «Звуки тишины».
На уроках МХК при изучении творчества Питера Брейгеля Старшего (цикл картин «Времена года») знакомим ребят с другим эпизодом фильма «Солярис», анализируя полифоничность атмосферы «Охотников на снегу»...
Как мы помним, фа-минорная хоральная прелюдия И.-С. Баха является фоном всего фильма А. Тарковского. Находим вместе с ребятами эпизоды, где эта музыка несет, кроме атмосферной, еще и психологическую нагрузку.
Финал фильма анализируем на уроке литературы при изучении жанра «притча» (также на уроке МХК, изучая творчество Рембрандта (картина «Притча о блудном сыне» [2, 34]).
Говоря о кинематографе как виде искусства, органично используемом на уроках гуманитарного цикла, вспоминаем другой фильм А. Тарковского - «Андрей Рублев». Анализируя становление жанра русской православной иконописи на уроках МХК, напоминаем ребятам о том, что задача древнерусской живописи - «воплотить слово», претворить в жизнь образы христианского вероучения. Подводим ребят к выводу о том, что в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово» (Священное Писание).
Взаимопроникновение двух видов искусств — литературы и живописи — рассматриваем с ребятами на интегрированном уроке по литературе обобщающего плана, посвященном дружбе писателя А.П. Чехова с художником-пейзажистом И.И. Левитаном. Сравниваем описания природы в произведениях Чехова с картинами И.И. Левитана, и, в свою очередь, сопоставляем полотна тончайшего живописца со словесными пейзажами великого мастера прозы. Находим много общих черт: сходство атмосферы, созерцательность, лиричность, изысканность, соединяющаяся с непосредственностью восприятия. Писатель и художник как будто меняются местами: А.П. Чехов выступает в роли талантливого живописца, а с полотен И.И. Левитана льются строки, наполненные любовью к простым уголкам русской природы. Например, повесть «Степь» А.П. Чехова или картина И.И. Левитана «Вечерний звон», название которой говорит о проникновении в атмосферу полотна уже другого вида искусства — музыки. Яркость красок, сочетающаяся со звуками колокольного звона, подчеркивает гармонию единения между церковным храмом и «храмом природы».
Картины пейзажистов 19-20 вв. органично сочетаются с устным народным творчеством. На уроке МХК, посвященном работам художника И.И. Шишкина, сравниваем его картину «Среди долины ровныя...» со стихотворением поэта А.Ф. Мерзлякова «Одиночество», ставшего русской народной песней.
Личная трагедия художника (смерть жены) нашла свое отражение в атмосфере песни, созвучной настроению И.И. Шишкина и буквально вылилась на полотно ярким колоритным образом дуба, одиноким и могучим одновременно. Эта картина о великой силе искусства, способной помочь человеку пережить трагедию разбитого сердца, не затерявшись под его осколками. «Среди долины ровныя...» считается самой тихой работой художника. Прием аллитерации в конце одноименного стихотворения подчеркивает эмоциональную образность представляемой картины, перекликающейся с полотном И.И. Шишкина.
Примером взаимосвязи звуков природы, облаченных в словесную форму, с сознанием человека служат японские хокку. На уроках литературы, анализируя творчество поэтов Мацуо Басе, Кобаяси Исса, и на уроках МХК. посвященных японской гравюре, сравниваем звуковые и зрительные образы, возникающие под воздействием лирических миниатюр о природе. Необычная ритмическая организация и различные вариации понимания смысла заставляют детей по-новому оценить возможности поэтического образа.
О взаимодействии различных видов искусства мы говорим на уроках, посвященных темам: «Звуко-цветовые соответствия в поэзии Серебряного века», «Цветопись в поэзии Марины Цветаевой» [1, 149], “Мотивы пьесы Максима Горького «На дне» в фильме Такахаты Хидеты «Отель «Венера», «Образное и цветовое разнообразие симфонической пьесы Клода Дебюсси «Море» и т. д. Именно в созвучии ритмов, красок и слов заключается единение души человека с прекрасным.
Данный подход в обучении обуславливает воспитание творческой личности, способной к сотрудничеству с окружающим миром, дабы услышать подсказки жизни, найдя правильную тональность, и начать жить осознано, в гармонии с Природой и с самим собой.
Список литературы
уроках литературы / Н.Г. Карпенко / Нижегородское
образование. 2009. №4. С. 146-149.
интеграции уроков / Н.Г. Карпенко // Практика школьного
воспитания. 2014. №1. С. 32-36.
Левитан. — М.: Гелиос АРВ, 2011. — 368 с.
Сарабьянов Д.В. Шишкин. Жизнь и творчество. — М.: Эксмо, 2014.
— 200 с.