«Взаимодействие родителей с детьми в подготовке домашних заданий».
Существует две стратегии поведения родителей, закрепляющие несамостоятельность детей в выполнении домашних заданий:
Родители практически всё время находятся с детьми, выполняя все задания вместе с ними.
Родители твёрдо убеждены в необходимости предоставления ребёнку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат.
Если ребёнок систематически будет сталкиваться с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашнего задания.
Рекомендации родителям
Возьмите на себя только то, что ребёнок не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
Следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность в выполнении домашних заданий:
- сориентироваться в объёме заданий, которые ему предстоит выполнить
- спланировать порядок действий: что он будет делать сначала. Что потом и т. д.
- распределить время (представить, сколько приблизительно времени займёт то или иное задание)
- понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания
- применить необходимые навыки и знания, умения для выполнения той или иной задачи
- представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения. Например, если не знаю, какая буква пропущена в слове, то я: 1) думаю, какое правило подходит 2) нахожу это правило, применяю к слову 3) если я уверен, что прав, то выполняю задание 4) если сомневаюсь или не понимаю, то обращаюсь за помощью к родителям.
Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Наблюдения за самостоятельной работой школьников показывают, что без специального обучения дети, начиная выполнять работу действуют импульсивно. Они пытаются решить задачу сразу, без анализа и осмысления, торопятся, допускают ошибки. Либо наоборот, дети включаются в работу слишком медленно, не думают над заданием, не решаются приступить к выполнению и в результате домашнее задание растягивается на длительный период времени. Сначала потребуется значительная помощь родителей. Самостоятельность редко проявляется сама по себе. Самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, а особенно родителей
Увеличивайте расстояние между собой и ребёнком, пока он не станет работать самостоятельно.
Возможно, вы уже оказались в ситуации, когда ребёнок не выполняет работу самостоятельно и вам приходится сидеть рядом с ним. Во-первых, это вовсе не значит, что ребёнок не умеет действовать сам. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, ребёнок сознательно решает ничего не делать самостоятельно. Некоторые из них просто перестают работать, как только родитель отходит. В таком случае, надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребёнка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и ребёнком, пока он не станет работать полностью самостоятельно.
Учитывайте особенности нервной системы ребёнка при выполнении домашних заданий
Учёные выделяют два основных типа нервной системы, каждая из которых характеризуется определёнными свойствами и проявляется в особенностях работоспособности. Так, например, у учащихся, обладающих «сильной» нервной системой, утомление наступает позже и они постепенно втягиваются в работу, поэтому, если у ребёнка нет своих особых предпочтений, при подготовке уроков лучше придерживаться последовательности заданий от лёгких к трудным. (Л – Т) Учащиеся со «слабой» нервной системой утомляются гораздо быстрее и им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки заданий. Такие ребята в большей степени и испытывают потребность в полной тишине и уединении для занятий. Последовательность выполнения заданий должна быть от трудных к лёгким. ( Т – Л) Для успешного выполнения домашних заданий и им так же необходим чёткий ритм занятий и создание необходимых условий. Например, после 25 минут занятий второкласснику следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений. Если вы затрудняетесь в определении типа нервной системы ребёнка или нет ярко выраженных признаков утомления, врабатываемости, то лучше всего начинать выполнение заданий с самых лёгких. Таким образом, у ребят оказывается выполненным большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворённости.
Поддерживайте чувство успешности ребёнка при выполнении домашнего задания
Родитель может поддержать чувство успешности ребёнка, если будет правильно реагировать на его успехи и ошибки. Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Возьмите за правило отмечать, как хорошо ребёнок выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребёнку: « Я думаю, что если ты ещё раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это заставит ребёнка вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия. Если родитель начнёт проверку домашнего задания с разбора ошибок. Да ещё и рассердится, то ребёнок, вместо исправления недочётов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.
Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того, как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что всё сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребёнок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. На характер приготовления домашнего задания влияет эмоциональное состояние ребёнка. Психологи доказали, что более половины детей, выполняя задание самостоятельно испытывают тревогу. Одни – слишком эмоциональны, другие – не уверены в своих знаниях, третьи – боятся быть неуспешными.
Для того чтобы у ребёнка закрепилось позитивное отношение к учёбе. Огромное значение имеют положительные эмоции, переживаемые в процессе обучения и в том числе при выполнении домашних зад
Психологи определили следующие факторы развития способностей и одарённости: познавательная потребность, которая является врождённой и позитивный эмоциональный фон.
Поэтому при подготовке домашних заданий постарайтесь давать ребёнку больше позитивной обратной связи, обращайте его внимание на то, что у него получается лучше всего, реагируйте эмоционально на его успех. И, наоборот, если ребёнок допускает ошибку, укажите на него спокойным, ровным тоном.
На эмоциональное состояние ребёнка влияют следующие обстоятельства:
- проветрено ли помещение
- благоприятна ли окружающая обстановка
- достаточно ли освещение
- не загружен ли стол для ребёнка предметами, которые отвлекают его внимание
Позаботьтесь о своём эмоциональном настрое, выполняя с ребёнком домашние задания.
В этой связи, становится очень важным эмоциональное состояние самого родителя. Выполняя с ребёнком домашние задания, позаботьтесь о своём эмоциональном настрое: если вы чем-то огорчены или расстроены, дайте себе время отдохнуть, переключиться и только после этого садитесь за уроки. Если вам трудно переключиться, и вы испытываете сильные негативные переживания во время приготовления ребёнком уроков, то, возможно, лучше перепоручить это
другому человеку (отцу, родственнику).
Исключите невербальные сигналы (вздохи, гримасы, поднятые брови), которые вы посылаете ребёнку в ходе выполнения им домашних заданий.
Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми.