СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие семьи и школы. Актуальные стратегии и формы.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие семьи и школы. Актуальные стратегии и формы.»

Взаимодействие семьи и школы. Актуальные стратегии и формы

Семья ‒ это коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи ‒ все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребенка. Только в семье ребенок получает опыт семейной жизни. И каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют заботу, любовь к ребенку и всем, кто его окружает, и ненормальным. Когда он баловень семьи, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он «квартирант», которому нет дела до семьи. Именно во втором случае школа компенсирует эту духовную ущербность, чтобы ребенок, вопреки семейным отношениям, вырос хорошим человеком, здоровой, культурной личностью

Взаимодействие семьи и школы представляет собой процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации. Также сотрудничество семьи и школы направлено на гармонизацию взаимоотношений между педагогами, учащимися и родителями, своевременное выявление проблем семейного воспитания, эффективную социально-педагогическую и психологическую поддержку семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей.

В реальной практике взаимодействие семьи и учреждения общего среднего образования может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную системукоторая может включать следующие направления:

  • изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;

  • использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;

  • создание условий для включения родителей в деятельность учреждения общего среднего образования как равноправных субъектов;

  • повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;

  • формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

На мой взгляд успех учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от грамотно выстроенной схемы работы учителя и родителя во благо ребенка. Семья – является основой, фундаментом на которую учитель, будто строитель, будет возлагать кирпичики знаний.

Таким образом, залогом успеха является «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель.

На современном этапе развития общего среднего образования можно выделить несколько стратегий взаимодействия школы и семьи.

Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи предполагает организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций.

Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении. Характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования. Реализуется в соответствии с принятыми в Республике Беларусь нормативными правовыми актами.

Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося, его ближайшего окружения.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальная и групповая работа. В своей работе использую как групповые формы взаимодействия, так и индивидуальные. Свою работу с родителями выстраиваю на основе вовлечения родителей в совместную деятельность, используя разнообразные формы общения.



Родительское собрание – основная форма работы с семьей, проводится с целью просвещения, обучения, оказания индивидуальной помощи родителям. Предполагает обсуждение актуальных проблем воспитания. На родительских собраниях анализирую учебные достижения учащихся, характеризую их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности, дисциплину на уроках, взаимоотношения учащихся между собой, а также взаимоотношения между учителем и ребенком. Каждое родительское собрание посвящено определённой теме, по которой ведётся беседа с активным участием родителей, а также привлечением учителей и специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. Активно использую анкетирование.

Родительские собрание совместно с детьми

Консультация (индивидуальная и групповая) для родителей – советы, разъяснения по какому-либо вопросу воспитания и развития личности ребенка. Могут носить психологический, педагогический, юридический, медицинский характер, сочетаться с другими формами работы с родителями.

Диспут – обсуждение педагогами и родителями в неформальной обстановке проблем воспитания детей.

Родительский университет – представляет собой системный, комплексный подход к проблеме психолого-педагогического просвещения родителей. В ходе систематических знаний участники получают разносторонние знания о развитии ребенка, особенностях воспитания и обучения. При этом организаторы должны широко использовать мультимедийные технологии (цифровые и аналоговые аудио-, видеоустройства) для просмотров видеосюжетов, фотоматериалов, презентаций, воспроизведения лекций, выступлений известных ученых, практиков и др.

Переписка с родителями. Часто возникает необходимость пообщаться индивидуально с родителями, прояснить тот или иной вопрос. В этом случае выручает общение по телефону, взаимодействие в информационном пространстве Интернета посредством различных мессенджеров (Viber, What’s App), социальных сетей, электронной почты. Наиболее популярным мессенджером для коммуникации с родителями является Viber где у нас создана группа, которая живет полной жизнью. Это очень удобно, быстро и недорого. Благодаря этой группе я за максимально короткий срок могу сообщить нужную информацию с максимальным охватом родителей (видеоролик, быстрый опрос, информация учебного характера и т.д.) Проводить анкетирование также удобно онлайн посредством Google Forms. Также очень часто общение носит индивидуальный характер, то есть учитель – родитель посредством личных сообщений, записи голосовых сообщений, аудио и видео звонков. В условиях нынешней эпидемиологической обстановки не только в нашей стране, но и во всем мире, интернет-платформы являются идеальным инструментом общения.

Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и школы в процессе воспитания.

Организация совместного досуга с участием родителей

© 2022, 598 2