Муниципальное общеобразовательное учреждение:
средняя общеобразовательная школа №15 г.Борзя
Педагогические чтения
по теме:
«Взаимодействие семьи и школы:
проблемы и пути решения»
Классный руководитель
6 «а» класса
Кутищева Т.С
Борзя
2022г
Содержание
Введение…………………………………………………… .2-3
Законы этики……………………………………………….. 3
Организация работы с родителями……………………….. 4-5
Формы взаимодействия с родителями……………………. 5-6
Заключение…………………………………………………. 6
Введение
Семья является важным компонентом учебно-воспитательного процесса школы.
Семья – это коллектив, где находятся люди разного возраста, членом которого становится ребенок с первых дней своей жизни.
Обычно семейный коллектив закреплен обычаями, нравственными нормами, традициями.
Отношения в семье зависят от того, какой психологический климат внутри семьи. В нем формируется ребенок, он учится воспринимать мир, себя, людей. Именно в семье ребенок приобретает знания, умения в различных областях и в первую очередь, человеческие отношения и общение. Ведь фундамент отношений и то, каким ребенок вырастет, во многом определяет его положение в семье.
Положение может быть:
Нормальным, когда в семье царит забота о ребенке, уважение, любовь друг к другу;
Ненормальным, когда ребенку мало уделяется внимания и заботы и поэтому дети вырастают изгоями, «сорняками» (растут как сорная трава), которому нет дела до семьи.
Нынешняя ситуация, экономическая нестабильность, большинство семей озабочены проблемами материального положения, а порой и физического выживания, все это, безусловно, негативно сказывается на воспитании детей.
С какой бы мы стороны не рассматривали развитие ребенка, мы видим, что главную роль в эффективности воспитания на любом возрастном периоде, играет семья.
На сегодняшний день, вопрос взаимодействия семьи и школы очень актуален, так как большую часть времени родители проводят на работе, дома чаще обсуждаются денежные проблемы, родители уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на учителя.
Из статистических данных по семье в России можно сделать вывод, что кризис семьи как социального института углубляется.
Растет число неполных семей. За 2 года классного руководства, я заметила, что в моем классе увеличилось количество неполных семей. Есть дети, родившиеся в незарегистрированном браке.
Многие родители, к большому сожалению, самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, это является ростом безнадзорности, ростом негативных явлений в подростковой среде. Подростки начинают отстраняться от родителей и как следствие, усложняется педагогическая работа с детьми, но и с родителями.
Хорошо заметно то, что если родители активно участвуют в учебе, школьной жизни своих детей, то ребенок имеет высокую успеваемость, эмоционально уравновешен, добивается высокого успеха. Ребенок понимает, что родители искренне заинтересованы в его образовании и что учеба в школе ценное занятие.
Наша задача, как педагогов, классных руководителей, выработать принципы ведения работы с родителями.
Главной задачей, которую должен решить педагог и родители – это взаимопонимание.
В своей практике я не пользуюсь традиционным методом «донесение» родителям об успеваемости детей, об их поступках с требованием «принять меры».Я стараюсь проанализировать причины, наблюдаю, провожу беседу с ребенком, даю рекомендации. В наше время нужно сформировать конструктивный характер общения родителей со школой, который предполагает понимание того, что и родители, и педагоги в одной «лодке». Очень важно, чтобы родители понимали, что такое школа, что она может, каковы пределы ее возможностей.
В школе дети приобретают учебные навыки, интеллектуального и эмоционального развития. Приобретение этих навыков и является взаимодействием школы и родителей. Каждое слово учителя должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.
Законы этики
Есть законы этики отношений «учитель-родители».
Согласно этим законам, например, нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика, в первую очередь следует подчеркнуть положительные стороны и одобрить их. О недостатках говорить можно только с позиции возможностей их устранения. Нельзя забывать то, что для родителей ваш воспитанник, родное дитя.
Часто педагоги своей нетерпимостью и категоричностью провоцируют конфликт с родителями, который порой становится затяжным, где ни учитель, ни родители не хотят увидеть своей вины. Есть моменты, когда родители в результате беседы могут осознать свою неправоту и готовы пойти на компромисс.
Мастерство учителя заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из этой ситуации.
В ходе общения, учитель должен уметь слушать, создать психологический комфорт, доверие, уметь расположить к себе родителей. Конечно, легче работать с той семьей, где родители охотно идут на контакт с учителем. Но ведь у нас есть и неблагополучные семьи. Здесь нужны совершенно другие приемы. Нужно окружить ребенка из неблагополучной семьи теплотой и заботой, повысить социальную роль ученика в общении с одноклассниками.
Не нужно отгораживаться от родителей из неблагополучных семей, до них надо донести тот факт, что благополучие их детей зависит от них. Время, когда учитель был единственным человеком, который мог дать совет родителям ушло, и скорее всего, навсегда. Сейчас можно найти советы в сети Интернет и других источниках. Но никакая книга, никакой Интернет не могут оказать конкретную практическую помощь родителям ученика.
Прямой контакт родителя с учителем неоценим.
Организация работы с родителями
Организация работы с родителями направлена на реализацию следующих целей:
Просветительская – помочь родителям понять изменения, происходящие с детьми.
Консультативная – совместный поиск методов воздействия на ребенка в процессе учебной деятельности.
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
Критерии эффективности работы педагогов с родителями:
в начальной школе – сформировать положительное отношение к школе, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Также в работе с родителями существуют запреты, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики.
Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идёт за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер.
Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений.
Должно быть непреложным правилом:
все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях.
О принятых мерах родители непременно извещаются.
Третий запрет – запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.
Формы взаимодействия с родителями
Одной из самых распространенных форм взаимодействия с семьей является родительское собрание. Родительское собрание можно проводить как диспут, всеобуч, тематические собрания, итоговые.
Тему родительского собрания разрабатывает классный руководитель, но могут и предлагать родители. К собранию нужно тщательно готовиться. Очень важно, чтобы собрание было интересным, чтобы родители были заинтересованы. Особенно нужно уделять внимание оформлению классной комнаты, которая создает определенный настрой. Также имеет значение форма приглашения родителей на собрание.
Можно провести родительское собрание в форме практикума на котором родители учатся решать различные педагогические ситуации, выход из конфликтных ситуаций.
Собрание-конференция – форма педагогического просвещения, которая помогает углубить знания в воспитании детей. Тема конференции всегда конкретна, например
«Праздник в семье».
Одной из форм взаимодействия являются индивидуальные тематические консультации
Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для учителя, и для родителей. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускаются: извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.
Родительский комитет. Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей. Готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса; анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Также проводится анкетирование родителей и учащихся по различным темам «Режим работы школы», «Организация питания в школе» и т.д.
Необходимо устраивать личные встречи с родителями, общаться через электронный журнал, по телефону посредством SMS сообщений, электронной почты и информационных страничек в Интернете. Рассылки писем и информационных записок могут помочь школе сделать общение родителей и школы более тесным.
Заключение
С целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам в нашей школе действует психолого-педагогический консилиум, деятельность которого заключается в проведении комплексного изучения личности ребёнка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных возможностей ребёнка, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка даёт возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.
Список литературы
ФЗ «Об образовании»
Дронова Т.Н «Взаимодействие школы и семьи»-М:Изд-во Проспект,2004
Зеленцова С.А «Взаимодействие в воспитании»- интернет –ресурс
Маркова Т.А. «Семья и школа»- М: Просвещение, 2008