Взаимодействие специалистов сопровождения
в организации образовательного процесса
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Специфика перспективного планирования образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) заключается в том, что основой коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, а основной принцип организации работы - принцип комплексности (взаимодействие специалистов). Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов образовательной организации (педагога-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и педагогов дополнительного образования) в работе с ребенком с ОВЗ следующая:
Педагог-дефектолог:
- Диагностирует уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности, определяет уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений.
- Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий;
- Развивает психические процессы, формирует элементарные математические представления, расширяет представления об окружающем мире, обогащает словарный запас, обеспечивает сенсорное развитие, развитие мелкой моторики;
- Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия в первой половине дня, формирует подвижные группы с учетом актуального развития детей.
- Консультирует педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомит родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития.
- Организует коррекционно-развивающее пространство с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
Учитель-логопед:
- Диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи.
- Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.
- Проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте).
- Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
- Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель:
- Проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей.
- Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику.
- Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-дефектолога, учителя-логопеда).
- Применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе.
- Консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Педагог-психолог:
- Организует взаимодействие педагогов.
- Оказывает методическую помощь педагогу-дефектологу, воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка.
- Проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми.
- Организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска.
- Повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада.
- Проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель:
- Осуществляют музыкальное и эстетическое воспитание детей.
- Учитывают психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий.
- Используют на занятиях элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей.
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Медицинский персонал:
- Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.
- Проводит аромо- и фитотерапию, массаж, физиопроцедуры и медикаментозное лечение (по назначению врача).
- Осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
- Особенность планирования образовательной работы в группах для детей с ОВЗ состоит в использовании коррекционных программ.