Оксана Владимировна Коврижиных,
учитель-логопед,
МАДОУ «Росток», СПДС «Солнышко», г. Нижняя Салда, Свердловская область
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ ОНР У ДЕТЕЙ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
В нашем дошкольном образовательном учреждении существует четко отлаженная система взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса с детьми групп компенсирующей направленности.
Система взаимодействия решает следующие задачи:
- привлечение всех участников педагогического процесса (специалисты ДОУ, воспитатели и родители воспитанников);
- интеграция нескольких образовательных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
Работа всех специалистов ДОУ выстраивается в единую систему. Каждый месяц все педагоги работают над определенным звуком, предусмотренным рабочей программой учителя-логопеда ДОУ (логопед занимается постановкой звука, все специалисты закрепляют поставленный звук в речи в рамках ДОУ, родители дублируют логопедические задания в домашних условиях.). Если ребенок по каким-либо причинам не успел усвоить звук, то с ним ведется дополнительная работа по индивидуальному плану логопеда.
Коррекционно - развиваюшая работа и образовательный процесс в группах компенсирующей направленности ДОУ органически взаимосвязаны. Диагностика, коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии становятся не самоцелью, а средством, способствующим воспитанию дошкольника. В таких группах тщательно продумываются формы проведения непосредственно образовательной деятельности.
Особо распространенной формой проведения образовательной деятельности с детьми являются интегрированные занятия. Участники этих занятий: дети, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель по изобразительной деятельности и, конечно же, воспитатели группы. Основная тема объявляется в начале занятия учителем-логопедом, каждый из специалистов предлагает детям интересные задания: ребусы, шарады, загадки, пиктограммы, головоломки, мнемотаблицы, схемы. Используется проектор с показом презентаций, видеофильмов, что делает процесс обучения наиболее увлекательным.
Воспитатель в группе заранее продумывает, какие коррекционно-речевые задачи он будет решать в ходе специально организованного образовательного процесса, в совместной деятельности педагога с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.
В непосредственно образовательной деятельности интегрируют все образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие осуществляется педагогом-психологом и воспитателем логопедической группы в ходе проведения сюжетно-ролевых и социализирующих игр.
Познавательное развитие проходит в ходе ознакомления с живой и неживой природой, через чтение литературных произведений, исследования, экспериментирование. На таких занятиях обеспечивается большая возможность для речевого развития (составление связных высказываний, активизация и обогащение активного словаря).
Занятия эстетической направленности, которые проводит воспитатель по изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование), создают прекраснее условия для речевого развития. Совместное выполнение продуктивных видов деятельности сопровождаются общением, диалогом, составлением описательных рассказов об отображаемом в рисунке, поделке объекте.
На физкультурных занятиях проводятся подвижные игры с речевым сопровождением, «Азбука-зарядка», «Игро-упражнения».
Педагог-психолог обеспечивает профилактическую помощь через педагогические приемы и средства по возникновению недостатков речи у детей и проводит мероприятия психологической направленности. Детская речь, как известно, в период интенсивного становления чрезвычайно ранима, чувствительна к негативным внешним воздействиям. Поэтому профилактическая деятельность педагога-психолога, обязательно должна включать в себя:
охрану нервно - психического и физического здоровья воспитанников;
обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологической комфортности окружающей среды;
раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии речи.
Интегрированный принцип построения образовательного процесса предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время индивидуальной, подгрупповой, фронтальной непосредственной образовательной деятельности с учителем-логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни. Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы учителя-логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Наиболее интересной формой взаимодействия с родителями в нашем дошкольном учреждении являются встречи в семейных гостиных, на которых до родителей доводится полезная информация, проходит защита семейных проектов. Дети учатся на таких мероприятиях преодолевать страх публичного выступления, представляя этапы детско-родительских проектов, читая стихи, сказки и рассказы собственного сочинения. Особое удовольствие дети получают от врученных им грамот победителей, лауреатов и участников Всероссийских и международных конкурсах детского творчества. Эмоционально-насыщенное взаимодействие родителей и детей в процессе совместной деятельности не только развивает речевую активность детей, но и совершенствует их творческие способности.
Много интересной информации родители получают на страницах газеты «Речевичок», выпускаемой ежемесячно учителем-логопедом.
Таким образом, в результате планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках системы взаимодействия со специалистами и с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства мы сможем добиться создания благоприятных условий для успешной коррекции общего недоразвития речи каждого ребёнка.