СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с целью сохранения, укрепления и формирования здоровья детей с ТНР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с целью сохранения, укрепления и формирования здоровья детей с ТНР.

В период дошкольного детства закладываются основы сознательного стремления ребенка к здоровому образу жизни, познанию самого себя, формированию культуры здоровья, его укреплению и сохранению. Так же в дошкольном возрасте происходит формирование произносительной стороны речи, развитие и обогащение словарного запаса.

В связи с ростом количества детей с речевыми нарушениями и тяжелой  эпидемиологической ситуацией в стране, перед педагогами детского сада встала задача – создание благоприятного здоровьесберегающего пространства через внедрение новых современных методов, приемов и подходов, соответствующих возрасту дошкольников и их индивидуальным особенностям и потребностям. Одной из действенных форм является проектная технология. Нами был разработан  проекта «Будь здоров!». Данный  проект предполагает использование здоровьесберегающих технологий в интегрированной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

        

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с целью сохранения, укрепления и формирования здоровья детей с ТНР.»

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с целью сохранения, укрепления и формирования здоровья детей с ТНР.

Луковенко Елена Владимировна, учитель-логопед,

Конаныхина Наталья Михайловна, инструктор по физической культуре

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Тальменский детский сад №9» структурное подразделение пер. Банковский 1 Тальменского района Алтайского края

В период дошкольного детства закладываются основы сознательного стремления ребенка к здоровому образу жизни, познанию самого себя, формированию культуры здоровья, его укреплению и сохранению. Так же в дошкольном возрасте происходит формирование произносительной стороны речи, развитие и обогащение словарного запаса.

В связи с ростом количества детей с речевыми нарушениями и тяжелой эпидемиологической ситуацией в стране, перед педагогами детского сада встала задача – создание благоприятного здоровьесберегающего пространства через внедрение новых современных методов, приемов и подходов, соответствующих возрасту дошкольников и их индивидуальным особенностям и потребностям. Одной из действенных форм является проектная технология. Нами был разработан проекта «Будь здоров!». Данный проект предполагает использование здоровьесберегающих технологий в интегрированной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Проект «Будь здоров!» разработан для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 6- 7 лет на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет, парциальной программы «Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР с 4-7 лет», программой оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья».

Цель данного проекта - укрепление, сохранение и формирование физического, и речевого здоровья через игру, образовательные ситуации и технологии, досуги и развлечения, приобщающие детей к пониманию и применению в различных видах деятельности понятия «здоровый образ жизни»; развитие взаимодействия, сотрудничества и партнёрских отношений детей, педагогов и родителей.

Модуль проекта для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) состоит из двух блоков – «Физическое здоровье», «Речевое здоровье». Для детей они стали двумя царствами, которые находятся на планете Здоровья. За блок «Физическое здоровье» отвечает инструктор по физической культуре – это физкультурные досуги. За блок «Речевое здоровье» отвечает учитель-логопед – это логопедические занятия на темы ЗОЖ.

Участниками проекта являются дети, педагоги и родители.

      1. В содержание проекта «Будь здоров!» вошли следующие образовательные технологии: личностно-ориентированная технология; игровая технология; проектная деятельность; здоровьесберегающие технологии.

Содержание проекта «Будь здоров!» построено на основе комплексно-тематического планирования. На протяжении всего проекта детей сопровождает герой Неболейка.

Сентябрь. Знакомство с Неболейкой и планетой Здоровья». Цель: формирование представления о здоровье как об одной из главных ценностей жизни.

Октябрь. «Чистота - залог здоровья». Цель: систематизация знаний детей о средствах личной гигиены, их назначении.

Ноябрь. «Витамины, микробы и вирусы». Цель: формирование представлений детей о том, как нужно заботиться и укреплять свое здоровье

Декабрь. «Я здоровье сберегу - себе и вам я помогу». Цель: формирование представлений детей о том, как нужно заботиться и укреплять свое здоровье.

Февраль. «Режим дня - верный помощник нашего здоровья». Цель: создание позитивного отношения детей к необходимости соблюдения режима дня как неотъемлемой части ЗОЖ.

Март. «Приятного аппетита!». Цель: формирование у детей познавательной мотивации к ЗОЖ, соблюдение правил поведения во время приёма пищи.

Апрель. «Знакомьтесь: твое тело». Цель: формирование представления у детей о строении человека, бережного отношения к своему телу.

Май. «Солнце, воздух и вода». Цель: расширение представлений детей о значении солнца, воздуха и воды для человека, живой и неживой природы.

Специалистами берется одна общая тема на месяц. Сначала учитель-логопед проводит логопедическое занятие, после этого инструктор по физической культуре проводит с детьми досуг. После проведения тематических занятий, специалисты проводят итоговое интегрированное занятие. В итоговые интегрированные занятия входят игры, задания, упражнения, проводимые ранее на занятиях специалистов, с целью повторения и обобщения, полученных детьми знаний. В конце учебного года педагоги организуют игры-квесты по всем пройденным в течение года темам.

Физическое здоровье – царство Физкультуры. Физическое здоровье – это состояние организма и его правильное функционирование.

Цель этого блока – создание условий для развития речи, сохранения, укрепления и коррекция физического здоровья дошкольника.

Задачи

  1. Обогатить знания детей в области физического развития по темам ЗОЖ.

  2. Расширить набор двигательных навыков путем введения в образовательный процесс различных коррекционных упражнений, гимнастик, зарядок.

  3. Интегрировать решение задач по физическому и речевому развитию и формировать понятия о ЗОЖ по темам комплексно-тематического планирования проекта «Будь здоров!».

Образовательная и коррекционно-развивающая работа по физическому здоровью с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, включает физкультурные досуги и занятия, в которые вошли: дыхательная и релаксационная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж, коррегирующие, бодрящие зарядки, комплексы ОРУ, физкультурные минутки с речевым сопровождением, логоритмические, подвижные и речевые игры, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки. В царстве Физкультуры Неболейка помогает детям стать быстрыми, ловкими, пластичными, активизирует речевую деятельность детей на тему здоровья. 

Речевое здоровье царство Речи. Речь – показатель психического здоровья человека, его интеллекта. Она не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.

Цель блока – развитие компонентов речевой системы в соответствии с темами ЗОЖ посредством здоровьесберегающих технологий.

Задачи: активизировать словарь и способствовать овладению детьми с тяжелыми нарушениями речи самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.

    • царстве Речи вместе с Неболейкой дети будут играть в речевые игры, выполнять логоритмические упражнения, развивать артикуляционный аппарат и пальчиковую моторику, делать дыхательную гимнастику.

В образовательный процесс включаются родители, которые участвуют в различных мероприятиях.

Смысл проекта заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования и коррекции речевого развития детей через интегративную деятельность специалистов, что позволяет сделать процесс коррекции речевых нарушений более интересным и эффективным.

Данный проект не ставит своей целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в нем: помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, научить заботиться о своем здоровье, беречь его, заинтересовать физической культурой, а процесс развития всех компонентов речевой системы сделать непринужденным, непосредственным, увлекательным.

Эффективность реализации проекта «Будь здоров!» определяется так же развитием компетенции взрослых педагогов и родителей.

Литература:

1.Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР с 4-7 лет. Парциальная адаптированная программа.

-СПб.:ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018.-192с.-«Методический комплект программы Н.В. Нищевой».

2.Картушина М.Ю.Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. -М.:ТЦ Сфера,2007.-208с.-(Программа развития).

3.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е,перераб.и доп.в соответствии с ФГОС ДО. -СПб.:ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018.-240с.