СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и учителя-дефектолога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация музыкального руководителя для воспитателей, учителей-дефектологов.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и учителя-дефектолога.»

Взаимодействие  музыкального руководителя, воспитателя и учителя-дефектолога 

при подготовке праздников и развлечений



Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ, занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают  содержание песен, стихов, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной.

Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляет совместно музыкальным руководителем, учителем-дефектологом и воспитателем. При этом учитываются возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого дошкольника. В проведении праздников для детей  с тяжелыми нарушениями речи есть своя специфика.

На начальных этапах обучения детей с ОВЗ, на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Так, например, у детей первого года обучения  ко времени проведения  новогоднего  утренника речь оказывается  еще крайне ограниченной, страдает ее лексико-грамматический строй и  звукопроизношение. Поэтому на этом празднике стихи и песни, доступные пониманию детей, исполняют взрослые или старшие ребята. Можно показать на празднике кукольный спектакль. Дети же принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах.

·       Дети могут участвовать в небольших сценках, где их действия  будут сопровождаться комментариями воспитателя.

·       Для активизации речи детей  возможны хоровые односложные ответы  детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок.

·       Дети могут подпевать  мелодию песни, произнося слоговые ряды «та-та-та» или «ля-ля-ля»

·       В дальнейшем при составлении сценариев необходимо подбирать материал, доступный детям по содержанию. Каждому ребенку следует дать возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Например, дети читают стихотворение не целиком, а по две строчки  каждый.

·       Сценарии утренников и  развлечений  должны быть занимательными по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, и непродолжительными по времени (от 20 до 45 мин.)

·       К утреннику в группах для детей с ЗПР готовят не более 4 песен и 2-3 танцев. При подборе  текстов песен стараются избегать тех звуков, которые дети еще не умеют произносить правильно и сложных по структуре слов, а также нежелательны для исполнения песни в быстром темпе. Небольшие по объему и мелодичные произведения в спокойном темпе легче всего запоминаются и заучиваются детьми.

При подготовке праздников и развлечений  музыкальному  руководителю и  воспитателю необходимо помнить, что  начинать разучивать песни, стихи, инсценировки следует  после проведения  тщательной словарной  работы, когда  тексты станут  понятны  каждому ребенку.

Дети с тяжелыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро забывают. Детям требуется для устойчивого запоминания многократное повторение стихов, песен и другого речевого материала. Однако следует избегать механического повторения, необходимо создавать разнообразные ситуации, побуждающие ребенка воспроизвести заученные стихи, песни, сопровождать их движениями, пантомимикой.

Не следует включать в репертуар речевой материал, построения, танцы, песни, которые требуют  усиленной тренировки, большого физического  напряжения детей. Дополнительные репетиции накануне праздников сильно утомляют и истощают детей. Праздники и развлечения в детском саду – это, прежде всего радость для детей, а не для гостей, присутствующих на утреннике.

При подготовке праздников и развлечений:

  • учитель-дефектолог, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал;

  • учитель-дефектолог первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения;

  • воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал;

  • музыкальный руководитель разучивает танцы, хороводы, осуществляет пропевание с детьми под музыку.

Для проведения праздничных утренников даже на первом-втором году обучения не стоит объединять детей из основных и специальных групп. Дети с выраженными нарушениями речи будут поставлены  при этом в неравные условия.

С дошкольниками проводятся  разнообразные развлечения:

*       инсценировки сказок с использованием игрушек, шапочек-масок;

*       кукольный театр;

*       музыкально-литературные развлечения;

*       игры, викторины;

*       концерты  и т.д.

Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.