СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие школы и семьи в обучении и воспитании детей - инвалидов/ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие школы и семьи в обучении и воспитании детей - инвалидов/ОВЗ»


Семинар для родителей

Взаимодействие школы и семьи в обучении и воспитании детей – инвалидов/ОВЗ


«Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитый, чем его нормальные сверстники, но иначе развитый».

Л.С. Выготский 


 

Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание. Большое значение по данному вопросу имеют правовые принципы, заложенные в Конвенции о правах ребенка, в Законе Российской Федерации «Об образовании»,  в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской федерации».

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений. В нашей школе созданы как условия для обучения, так психологические условия для данной категории детей. Учитываются возможности и способности каждого ребенка в соответствии с выпиской из индивидуальной карты программы реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико – социальной экспертизы. Педагогом – психологом проводятся диагностические исследования, как детей, так и родителей. По итогам исследований, при необходимости, проводятся индивидуальные встречи, консультации, занятия. В школе развито взаимодействие: классный руководитель, семья, администрация школы, педагоги, социально – педагогическая служба. Классному руководителю, в классе которого учится особенный ребенок, необходимо стремиться привлекать семью в жизнь класса. В процессе общения  будет происходить  обмен мнений, информаций, родительским опытом. Родители, принимая участие в различных мероприятиях, увидят положительный опыт  успешной интеграции других детей в социуме, их умение свободно и безбоязненно передвигаться в пространстве. Всё это будет побуждать стремиться в воспитании их детей применять успешный опыт и приёмы по воспитанию  самостоятельности и ответственности ребенка.

 

К сожалению, доминирующим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья, является гиперопека. Этот тип взаимоотношений проявляется в чрезмерной родительской заботе о ребенке, в необычайной ему преданности.

Семья с больным ребенком становится проблемной (в первую очередь для ребенка) в зависимости от отношения родителей к ребенку, имеющего дефект психологического или соматического характера.

 Выделяются несколько типов реакции родителей и соответствующих им стратегий поведения:

1. Принятие ребенка и его дефекта. Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во внешней среде.

2. Реакция отрицания. Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает воздействие на эмоциональное состояние родителей. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. У ребенка могут происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки. Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей. Мать проявляет чрезмерную любовь. Ребёнок может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость.

4. Скрытое отречение. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, внимательным поведением. Эмоциональная холодность родителей травмирует ребенка, снижая его самооценку.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок с дефектом открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему. Следует отметить, что появление в семье больного всегда изменяет сложившуюся структуру семейных отношений.

 Структура проблемной семьи, имеющей ребенка с ОВЗ:

Супружеская модель: МУЖ-ЖЕНА; супружеские отношения  либо разрушаются, исчезают близость и любовь; либо остаются на уровне «отец-мать»;

Родительская модель: ОТЕЦ-МАТЬ; образуется модель отношений: мать – ребенок – инвалид/ОВЗ; отец отдаляется и объединяется со здоровым ребёнком;

Детская система: ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК-БОЛЬНОЙ РЕБЁНОК; каждый родитель объединяется только с одним ребёнком, дети  друг с другом не контактируют, часто здоровый ребёнок стыдится больного  и не поддерживают никаких с ним отношений.

 Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. В семье происходят различные циклы жизненного развития. Только преодолевая трудности, семья может успешно развиваться дальше и становиться все более высокоорганизованной и  сплочённой.

Семья  с особенным ребенком может иметь своё специфичное развитие:

  1.   Фаза «Негативизм»: в семье рождается особенный ребёнок, и семья переживает состояние  растерянности и шока. Родители не могут принять случившийся факт. Возникает   чувство вины, собственной неполноценности, негативизм и отрицание поставленного диагноза.

  2. Фаза развития семьи: «Отрицание». Это неосознанное  стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги, иногда семья отказывается от необходимых обследований.  

  3. Фаза: «Хроническая печаль».

  4. Фаза: «Зрелая адаптация». Родители   реально оценивают   жизненную ситуацию, руководствуются  интересами самого ребенка, устанавливают   необходимые  контакты со специалистами.

Хочется остановиться на фазе «Зрелая адаптация», именной в этой фазе родители адекватно оценивают ситуацию в семье, воспитывают «особенного» ребенка и справляются со всеми трудностями. А чтобы, оказаться в данной фазе, необходимо принять проблему такой, какая она есть, реально оценивать свои силы и возможности и руководствоваться силами и возможностями ребенка.


А сейчас, я предлагаю вам порассуждать с помощью игры, которая называется «Обычные семьи, необычные дети» – модификация методики «Зогенция», австрийского психоаналитика Гюнтера Хорна. Игра предназначена для групповой и индивидуальной работы с родителями, сиблингами и другими членами семьи, в которой растет ребенок с особенностями.

Правила игры: (карточки приложение №1)

  1. Для игры нужно приготовить колоду из 150 карточек с высказываниями, которые могут сказать родители особых детей. Использовать фразы, которые связанны с ценностными и личностными ориентировками семей и находятся на разных стадиях принятия ситуации.

  2. Игроки получают колоду карточек с высказываниями, которые они зачитывают по очереди вслух. Если участник согласен с утверждением, то оставляет карточку себе. Если не согласен – карточку может забрать другой игрок. Когда утверждение не подходит никому, игроки отправляют его в «мусорную корзину».

  3. В колоде есть и пустые карточки, на которых участник может написать свое высказывание. Задача игрока: собрать как можно больше карточек. Когда игра заканчивается, каждый зачитывает свой набор высказываний (по желанию).

  4. Во время игры, игроки должны аргументировать свои позиции. Необходимо управлять игрой: перерабатывать сильные эмоциональные реакции и снижать их остроту, создавать безопасное игровое пространство.









Всем большое спасибо за активное участие, за ваши высказывания, какими бы они не были. Уважаемые родители, жизнь не стоит на месте, она идет, идем и мы, ни смотря, ни какие преграды, так давайте в этой жизни быть рядом, поддерживать и помогать друг другу и все будет ХОРОШО! Предлагаю вашему вниманию презентацию.

В заключение нашего семинара проведем рефлексию «Белые человечки».







































Используемая литература:

  1. Электронный журнал «Справочник педагога - психолога» №5 2017 г:

  2. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7455













































Приложение 1

Мне нужны  рекомендации специалистов



Мне нужны советы по упражнениям, играм, занятиям с ребенком

Я совершенно измотана

Мне все равно, что происходит, я ничего не хочу



Ничего уже сделать нельзя




Я все время плачу

Мы с ребенком никому не нужны

Я уж от него ничего не требую, только бы не ,,,,,

Я бы вступила в группу, где собирают деньги для помощи тяжелобольным детям

Это я виновата, что ребенок такой

Я решила никогда на него не кричать, потому что ,,,



Мой ребенок  в обычной школе, я не буду к нему по-особому относиться




Мой ребенок  меня часто расстраивает, разочаровывает

Вот у (__кого то__) все алкоголики, а ребенок здоровый, а у меня…


Виноваты во всем врачи

Почему это случилось со мной?

За что мне это!

А  остальные ученики сразу все понимают?



Мой ребенок совершенно такой же, как остальные дети

Болезнь не мешает ему жить и учиться

Нет у ребенка никаких проблем




У меня вполне здоровый ребенок

Я считаю, что общество должно подстраиваться под нас, а не мы под него

Только экстрасенсы и народные целители смогут помочь моему ребенку




В семье должен быть один ребенок

Я не помню, когда в последний раз встречалась со своими родственниками, из за проблем



Мой ребенок кроме меня никому не нужен

Я принимаю, что люди по-разному относятся к особенностям моего ребенка

Мой ребенок удивляет всех окружающих жизнерадостностью



Я знаю, что я не одна, и чувствую поддержку многих людей



Когда я думаю о будущем моего ребенка, я надеюсь только на чудо

Помощь специалистов нужна не только моему ребенку, но и всей семье

Я часто думаю, что ничего не изменить, какой ребенок родился, таким и будет





Мой ребенок может гораздо больше, чем все думают

Я не всегда доверяю рекомендациям специалистов




Я отрицаю диагноз ребенка

Проблемы моего ребенка меня не волнуют. Он раздражает меня




Я испытываю чувство вины перед ребенком

Мне никто не говорил, что с ребенком нужно заниматься




Я часто задаю себе вопрос “почему это случилось со мной»




Я  мало внимания уделяю своему ребенку

Я считаюсь с мнением своего ребенка



Ни смотря, ни на что, я уверена, что у нас все будет хорошо





Мой ребенок счастлив