СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в реализации ФГОС ДО в логопункте ДОУ.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение к плану работы учителя-логопеда с родителями. Представляет собой пояснительную записку к плану. 

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в реализации ФГОС ДО в логопункте ДОУ.»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»











«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
в реализации «ФГОС ДО» в логопункте ДОУ»





Учитель-логопед
I квалификационной категории
Тимофеева В.А.























2016-2017 учебный год

«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
в реализации «ФГОС ДО» в логопункте ДОУ»

Пояснительная записка к плану работы с родителями
на 2016-2017 учебный год

Введение

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий.

Необходимость нововведений в ходе реализации программы сотрудничества с родителями позволяет рассматривать данный вид работы в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Так же и Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

В логопункте дошкольного учреждения вопросам взаимодействия с родителями воспитанников отводится особая роль.

В логопедической группе детского сада ребенок с речевыми нарушениями получает достаточное количество помощи по коррекции и развитию речи. Здесь большее количество коррекционных занятий с логопедом, и даже деятельность всех остальных специалистов, в том числе и воспитателей, направлена на развитие и закрепление речевых навыков ребенка. В то же время, в логопункте ДОУ помощь по речевому развитию ребенок получает преимущественно от учителя-логопеда. Да и количество коррекционных занятий максимум доходит до трех в неделю, что является недостаточным для исправления речи, даже при фонематическом недоразвитии речи. Всё это побуждает учителя-логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям.

Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. Работа с родителями должна соответствовать следующим задачам:

• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

• Формирование потребности в участии в коррекции речи ребенка;

• Приобщить родителей к участию в коррекционном процессе через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

• Повысить грамотность родителей в области развития и коррекции речи;

• Расширить общую психолого-педагогическую осведомленности родителей;

• Формировать адекватную воспитательную позицию в отношении к ребенку;

• Обучать практическим приемам работы с детьми по коррекции и развитию речи.

Традиционные формы работы с родителями в этом направлении на сегодняшний день не являются достаточными и эффективными. Они не соответствуют современным требованиям модернизации системы образования, которая ставит целью работы с семьей - создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установление доверительных, партнерских отношений с ними и вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Таким образом, проблема вопроса взаимодействия учителя-логопеда дошкольного учреждения с семьями заключается в необходимости внедрения новых, инновационных форм работы с родителями и отсутствия таковых в логопедической практике.

Целью работы в этом направлении будет поиск и внедрение новых, эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда дошкольного логопункта с родителями детей с речевыми нарушениями.

Задачами работы являются:

• Анализ традиционных форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей и их модификация до того уровня, в котором они смогут соответствовать современным требованиям;

• Поиск новых, эффективных форм взаимодействия с родителями;

• Внедрение новых форм взаимодействия с родителями.



Традиционные формы работы с родителями

1. Общие и групповые собрания.

2. Консультации, беседы, подгрупповые и индивидуальные занятия в присутствии родителей («Дни открытых дверей», индивидуальное консультирование родителей в часы приема).

3. Наглядная пропаганда: размещение соответствующей информации в приёмной группы на стендах «Советы логопеда», «Говорим правильно» в четырёх возрастных группах ДОУ.

4. Анкетирование.

5. Итоговое театрализованное представление совместно с музыкальным руководителем (подготовительная к школе группа).



Модификация традиционных форм работы с родителями

  • К стенду с информацией для родителей допустимо прилагать брошюрки с продублированным текстом по автоматизации и дифференциации звуков. (Родители, которых заинтересует данная информация, могут взять буклет с собой).

  • «Это интересно!» Представляет собой аннотированный и проиллюстрированный обложками и скриншотами сайта список полезных книг и интернет ресурсов с указанием того, где ту или иную книгу или полезную ссылку можно найти.

  • Подборка темы, для информационных стендов исходя из запроса самих родителей, который выясняется путем анкетирования.

  • Общие и групповые собрания предполагают содержание элементов тренинга, семинара-практимума, мастер класса, чтобы родители не были пассивными слушателями, а становились активными участниками встречи.

  • Еще одной эффективной формой взаимодействия с родителями являются конкурсы. Дух соревнования мотивирует родителей на победу и соответственно на активную подготовку к мероприятию. Родители с удовольствием принимают участие, а в процессе подготовки углубляются в тематику конкурса, общаются с ребенком и педагогами в новом формате.

  • «Круглый стол». Организация формы взаимодействия с родителями в виде встреч, на которых родители имеют возможность поделиться своим опытом организации логопедических игр дома по рекомендациям учителя-логопеда. Это соответствует принципу открытости работы специалиста ДОУ. Большая часть рекомендаций, развивающих и коррекционных игр, для детей логопункта ДОУ - в индивидуальной форме. И часто родители интересуются, а чем же занимаются с другими детьми. На подобных встречах узнать об этом можно не со слов логопеда, а непосредственно от других родителей. Рассказы родителей могут сопровождаться презентацией с фотографиями рабочих моментов, демонстрацией своих тетрадей с рекомендациями логопеда, демонстрацией открытых занятий родителя и его ребенка. Такая работа может быть организована в виде собрания, классного часа или проектной деятельности.

  • Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей. Совместные проекты позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. Поэтому использование проектной детско-родительской деятельности в условиях логопункта дошкольного учреждения - это актуальное и перспективное направление, которое позволяет реализовывать в рамках проекта не только задачи области речевого развития, но и других областей.





Критерии оценки эффективности
работы дошкольного учителя-логопеда с семьей

С введением «ФГОС ДО» любая деятельность требует мониторинга и анализа. Для оценки эффективности работы взаимодействия учителя-логопеда с родителями необходимо разработать анкеты, опросники или анонимные оценки по балльной шкале каждого мероприятия и каждой формы взаимодействия. Это поможет оптимизировать и улучшить работу.

Критерии эффективности работы
взаимодействия учителя-логопеда с родителями

• Изменение характера вопросов родителей к учителю-логопеду, как показатель роста педагогических интересов, знаний о речевом развитии и воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

• Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

• Проявление у родителей осознанного отношения к речевому развитию ребенка, стремление к пониманию проблематики речевого расстройства, анализу достижений и ошибок своих и ребенка, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в мероприятиях, организуемых учителем-логопедом.

• Положительное общественное мнение и отзывы в анкетах родителей об учителе-логопеде и его деятельности.