Мы продолжаем с вами работать по этой программе, и тема нашего сегодняшнего урока «Взаимоотношения гуннов с соседними государствами». Какую цель урока мы с вами поставим? (предположения учащихся) Цель обучения: определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами Критерии оценивания: Обучающийся: Понимает историческую значимость Великой Китайской Стены Анализирует историю гуннов и их взаимоотношения с другими племеными союзами Оценивает военное искусство гуннов «Мозговой штурм» - Титул правителя гуннов? (шаньюй) Кто объединил кочевые племена и создал империю гуннов? (Модэ) Государство гуннов строилось по военному принципу и делилось на… (левое крыло, центральное крыло, правое крыло) Вторыми лицами в государстве после шаньюя были… («туменбасы» - темники) Кто мог являться темником? (сыновья или ближайшие родственники шаньюя) Как часто созывался и с какой целью совет родоплеменной знати? (три раза в год, обсуждали государственные дела) Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами уже познакомились с территорией расселения гуннов. На домашнее задание у вас было запомнить территорию расселения гуннов на территории Казахстана. АМО: «Думай в паре и делись» Задание: На контурной карте обозначь: Каспийское море, Аральское море, озеро Балхаш Обозначь на карте район расселения гуннов на территории Казахстана. (Район центрального и восточного Казахстана) На контурной карте обозначь соседние государства (кангюи, уйсуны). Покажи на карте направления миграции гуннов Ответь на вопрос «Что такое миграция?» (переселение) Дескриптор – обучающийся: Обозначает на контурной карте Каспийское море, Аральское море, оз. Балхаш отмечает на контурной карте район расселения гуннов на территории Казахстана; Обозначает соседние государства Указывает два направления миграции гуннов Отвечает на вопрос что такое миграция ФО «Смайлики» Пояснение учителя с использованием карты, где показана территория гуннов и Китая о том, что между двумя государствами проходили затяжные войны. Исследовательский вопрос: Как связано строительство Великой Китайской стены с гуннами? Просмотр видеоролика «Военное искусство гуннов» (2:20) Групповая работа (3 группы по 4 человека, 1 группа – 5 человека) Задание: Собрать пазл Определить что изображено на картинке Предположить, как это использовали гунны? Все ученики: Могут объяснить причины побед гуннов в войнах. Некоторые ученики: Могут выявить значимость завоевательных войн используя свои аргументы. Действие ученика (навыки говрения) Предоставляем учащимся отрывки из источника о гуннах, о войнах, которые они вели с соседними государствами. Секрет побед гуннов заключался в военном превосходстве. Основу войска составляла быстрая конница. Гунны имели стенобитные машины, камнеметную технику. Историки описали стенобитную машину. Это было большое сооружение на колесах, с подвешенным бревном. Такая движущаяся громада ставилась к стене. Передняя часть бревна имела заостренный железный наконечник. Раскачивая веревками такой снаряд, гунны пробивали любые стены. Составляем кластер «Военное искусство гуннов» Военное искусство гуннов Исследовательский вопрос: Как связано строительство Великой Китайской стены с гуннами? Демонстрация учащимся фрагмента видеоматериала о Великой Китайской стене (3 мин) Обсуждение вопросов: Какую информацию вы получили из видеоролика? Знакомо ли вам данное сооружение? Для чего его могли построить? Какой император объединил Китай в 221 году до н.э.? Кто совершал набеги на Китай? (монголы, гунны, турки) Протяженность Великой Китайской стены 8851 км. ЮНЕСКО - учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Действия ученика: (навык говорения) Исследовательский вопрос: Как связано строительство Великой Китайской стены с гуннами? Вывод учащихся |