СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь художественно-эстетического и военно-патриотического воспитания в объединении дополнительного образования Краснодарского президентского кадетского училища «Ансамбль барабанщиков» (краткий очерк)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках данной статьи я попытаюсь изложить личные взгляды на проблемы музыкально-эстетического и военно-патриотического воспитания и обучения в ансамбле, их неразрывную взаимосвязь и дополнение через творческий процесс занятий и концертных выступлений барабанщиков Краснодарского президентского кадетского училища.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь художественно-эстетического и военно-патриотического воспитания в объединении дополнительного образования Краснодарского президентского кадетского училища «Ансамбль барабанщиков» (краткий очерк)»



"У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма.

Это и есть национальная идея"

Президент Российской Федерации

В.В.Путин







Взаимосвязь художественно-эстетического и военно-патриотического воспитания в объединении дополнительного образования Краснодарского президентского кадетского училища «Ансамбль барабанщиков»


(краткий очерк)









Объединение дополнительного образования «Ансамбль барабанщиков» Краснодарского президентского кадетского училища начало свою работу с октября 2012 года, практически со дня образования училища.

Несмотря на небольшой срок образования коллектива, воспитанники ансамбля уже по праву заявили о себе, как вполне сформировавшийся творческий коллектив. Необходимо отметить, что в Краснодарском крае, да и в целом в России существует большое количество ансамблей ударных инструментов, которые работают во многих направлениях этого жанра музыки. Это и латиноамериканские ритмы бразильских карнавалов батукада, и корейские самобытные народные ударные инструменты самульнори, и коллективы африканских ритмов с барабанами джембе, ансамбли этнических ударных инструментов, и даже совсем экзотические самодельные. В Краснодаре, например, в основном существуют ансамбли девушек барабанщиц, которых насчитывается в городе, как профессиональных, так и любительских 12 коллективов.

Как показали последние фестивали и конкурсы детского и юношеского творчества на Кубани, в данном направлении маршевых барабанов с элементами дефиле и перестроений практически нет ансамблей состоящих из юношей. Почему же так популярны и востребованы в нашем регионе именно женские ансамбля барабанщиц? Разумеется, в исполнительстве девушек помимо ритма и движений с перестроениями присутствует еще и немаловажный эстетический элемент женской красоты, грации и пластики, что не может не импонировать широкой зрительской аудитории. Но вместе с тем в этих ансамблях зачастую отсутствуют такие важные составляющие барабанного искусства, как сложные ритмические музыкальные фразы, точность и правильная расстановка акцентов в исполнении, четкость слаженных и выверенных строевых приемов в необходимом темпе исполнения, которые способны выполнять только мужские коллективы. Как правило, женскими ансамблями руководят не профессиональные музыканты, а в основном хореографы. И самое главное это различные задачи и мотивация которые ставят перед собой эти группы.

Чем же обусловлено создание объединения барабанщиков в Краснодарском президентском кадетском училище и что послужило необходимостью его создания? В рамках данной статьи я попытаюсь изложить личные взгляды на проблемы музыкально-эстетического и военно-патриотического воспитания и обучения в ансамбле, их неразрывную взаимосвязь и дополнение через творческий процесс занятий и концертных выступлений барабанщиков.

За последние годы в нашей стране происходят значительные изменения в понимании и представлении о целях образования и путях его развития. На первый план требований к обучению и воспитанию молодого поколения выдвигается процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в коллективе. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности самостоятельно ставить учебные и творческие цели, оценивать свои достижения. Остро встает вопрос о необходимости сформировывать такую систему образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы, происходящие в стране и в мире.

И в этой связи, как никогда раньше становится актуальным процесс интеграции общего и дополнительного образования, объединения их общих задач и целей. Перечислим некоторые из них:

- формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;

- повышение их уровня социализации, системы ценностных отношений и ориентировок;

- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;

- доступность глобального знания и информации для каждого.

В приказе Министра обороны Российской Федерации от 16.05.2012 № 1199 "Об утверждении Типового положения о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" формулируются следующие приоритетные задачи обучения и воспитания: - подготовка воспитанников к поступлению в военные учебные заведения;

- обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития воспитанников;

- получение первичных знаний и навыков военного дела;

- воспитаниечувства патриотизма, готовности к защите Отечества.

Необходимо обратить внимание, что в приказе Министра обороны немаловажная роль отводится такой цели обучения и воспитания, как осуществление интеграции базового и дополнительного образования, предоставление каждому обучающемуся на выбор возможности занятий видом спорта, музыкой, танцами, иностранными языками, а также в технических и иных кружках и студиях.

И если основное общее образование ориентировано, прежде всего, на  целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями и формированию у них мотивации получения образования в течение всей жизни, то специфика дополнительного образования состоит в том, что для него первична именно творческая деятельность ребенка, т.е. базовое образование носит в большинстве своем обязательный массовый характер, как в тоже время в дополнительном образовании на первый план выходит развитие личности в коллективе и в творчестве, давая возможность каждому заниматься в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Немаловажно и то, что дополнительное образование не носит обязательный характер и дает возможность посещать кадетам кружки и секции по выбору.

В статье 75 Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года формулируется, что дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей ребенка, удовлетворение его индивидуальных потребностей. Оно обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Особо необходимо обратить внимание на положение в Законе о профессиональной ориентации обучающихся, т.е. дополнительные программы в допризывных учебных заведениях Министерства обороны РФ должны иметь целью обучение и воспитание умений и знаний которые пригодятся в дальнейшей военной или государственной службе, на приобретение ими качеств лидера в коллективе.

В продолжении темы, в статье 86 Закона определяется необходимость создания президентских кадетских училищ, именно интеграцией образовательных программ с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или государственной службе.

Как следует из вышесказанного, дополнительное образование в училище имеет своей основной целью и задачей, прежде всего индивидуальную подготовку кадет к военной службе и ориентированию их на получение знаний и умений, которые будут направлены на приобретение ими военной профессии. И в тоже время оно ориентировано на умение плодотворно и творчески работать в составе коллектива, быть его лидером и единой составной частью. Поэтому дополнительное образование не ограничено стандартами и приобретает особую роль в системе обучения и воспитания с важной функцией военной составляющей.

Данное положение не ново в истории нашей страны и ее армии, и уже более 200 лет допризывная подготовка, обучение и воспитание молодежи осуществляется, как в кадетских, так и в позднее созданных суворовских, нахимовских и военно-музыкальных училищах.

Если мы обратимся к истории России, то кадетские корпуса сыграли значительную роль в подготовке офицерских кадров русской армии. Они прививали своим воспитанникам любовь к отечественной истории, армии и флоту, формировали у них высокую нравственность. Кадеты всегда отличались глубокими профессиональными знаниями, широкой образованностью, высокоразвитыми чувствами патриотизма, долга, офицерской чести и войскового товарищества. Активно участвовали они в общественной и культурной жизни общества. Из стен кадетских корпусов вышли не только прославленные полководцы и государственные деятели, но и знаменитые на весь мир писатели, художники, композиторы и музыканты.

И в наше время вся жизнедеятельность президентских училищ направлена на поддержание этих замечательных традиций Русской армии. Поэтому главной и основной задачей в училище была и остается подготовка всесторонне образованных, умственно и культурно развитых, патриотически-настроенных молодых людей, ориентированных на государственную службу на военном и гражданском поприще.

В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Как отметил в своем выступлении Президент Российской Федерации В.В.Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания в Краснодаре: «Вопросы подготовки молодёжи к военной службе, особенно воспитания будущих офицеров, требуют от нас самого пристального внимания. Будем всемерно развивать систему кадетских корпусов, суворовских училищ. Мы рассчитываем на молодых граждан России – будущее за ними. Мы рассчитываем на их идеи, энергию, амбиции, желание добиваться поставленных целей, готовность не ждать, а работать и добиваться успеха. Справедливо говорят, что настоящий патриотизм – это образованный патриотизм. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству».

И действительно, главная задача которую ставит перед молодым поколением общество – это, прежде всего, получать больше знаний, образовывать себя сегодня, а значит быть готовым отдать свои знания, своё умение своей стране завтра. Вот почему так важен вопрос не только о будущем российской образовательной системы, но и воспитательной компоненте системы просвещения. И в этом вопросе немаловажную роль в обучении и воспитании будущих патриотов России призвано играть дополнительное образование.

Специфика дополнительного образования художественно-эстетической направленности в Краснодарском президентском кадетском училище состоит в том, что с одной стороны творческая деятельность ребенка в нем первична, нонемаловажна ироль в этом процессе которой отводится военной составляющей обучения и воспитания, то, что действительно пригодится в дальнейшей профессиональной ориентации воспитанников, в освоении ими военных профессий.

Обучение в системе дополнительного образования способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по интересам. Эта сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают, прежде всего, сами кадеты, их личные приоритеты и предпочтения. Воспитанникам училища предоставлена полная свобода в выборе большого количества кружков и секций, что позволяет, в первую очередь, обеспечить достаточную разностороннюю развитость кадет, помогает им определить их дальнейшую профессиональную направленность в выборе будущей профессии, которая ориентирована на продолжение обучения в военных училищах и подготовке к профессии офицера. Именно дополнительное образование в направленностиспорта, научно-технического, военно-патриотического и художественно-эстетического профиля создает необходимый баланс между профессиональными навыками и эмоционально-культурным развитием воспитанников, широтой образованности и гуманистической установкой личности.

Разумеется, все эти положения в полной мере верны и в учреждениях дополнительного образования не относящихся к Министерству обороны РФ. Но как уже отмечалось, именно в допризывном образовании кадет важнейшее значение придается военной составляющей обучения и воспитания, тесной взаимосвязи основного и дополнительного образования, направленного для подготовки к военной и государственной службе, воспитанию настоящих патриотов своей Родины.

Давайте разберемся, почему же в Краснодарском президентском кадетском училище был создан ансамбль барабанщиков и какими причинами было обусловлено его появление.

Казалось бы, современному молодому человеку близки и понятны такие объединения и секции, как хоккей, футбол, плавание, кружки робототехники, компьютерной анимации, авто тренажеры или видео и фото студии. Они сталкиваются с этой сферой деятельности и в повседневной жизни, прекрасно в ней разбираются и ориентируются. Тем не менее, занятия в объединении ансамбля барабанщиков постоянно посещают большое количество воспитанников, а число желающих гораздо превосходит возможности объединения, и временно ограничивается только количеством музыкальных инструментов.

Примечательно, что эти занятия, несмотря на свою физическую сложность (маршевый барабан в комплекте с переносным ранцем весит 7, а большой почти 9 килограмм), большие эмоциональные нагрузки(постоянные участия в мероприятиях самого высокого уровня), пользуются в училище большой популярностью. Почему именно занятия на ударных инструментах так популярны в кадетской среде и вызывают почет и уважение среди воспитанников?

Во-первых, как уже было отмечено, направленность обучения в училище сосредоточена, прежде всего, на воспитании у кадет высоких морально-патриотических чувств. Подготовкой их к приобретению специальности военного профиля, ежедневная направленность их учебы и воспитания для будущего служения Отечеству, как офицерами, так и патриотами своей Родины. А патриотизм – это не просто красивые слова. Патриотизм – это, прежде всего дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу. В педагогике патриотизм определяется, как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов».

И здесь образ барабанщика, как никакой другой подходит под это определение. Портрет лидера, который своим действительно военным музыкальным инструментом, громкой дробью может повести за собой своих товарищей. И самое главное, они уже в этом юном возрасте воплощают свою мечту в жизнь. Каждую неделю под бой барабанов ансамбля училище в полном составе марширует на занятия с утреннего построения, задавая ритм движения и энергии своим товарищам. Нужно видеть эти гордые лица участников ансамбля, горящие глаза и то огромное старание, с которым они выполняют такую ответственную задачу.

В современной Российской армии невозможно себе представить боевую подготовку и повседневную деятельность войск без барабанного боя. Он и на строевом плацу, и в походе, и в минуты отдыха. Его дробь создает настроение, поднимает боевой дух бойцов, заряжает оптимизмом и уверенностью.Барабанщики всегда на виду, они всегда первые, у них особая форма одежды и главное, с ними всегда их оружие – барабаны. Как сказал поэт: «Пока над Землей тревоги кружат – барабанные палочки тоже оружье!». Множество кинофильмов, стихов и песен о барабанщиках, давно уже сложили живую легенду о незаурядности и героизме профессии исполнителя на ударных инструментах.

Во-вторых, на занятиях в ансамбле кадеты раскрывают свои лучшие качества и творческие способности в коллективном исполнительстве. И в тоже время коллектив барабанщиков помогает каждому исполнителю проявить себя солистом-исполнителем. Несомненно, обучаясь игре на ударных инструментах, кадет понимает, что только личные качества и мастерство помогут ему в будущей жизни проявить себя не только в музыке, но и в других сферах деятельности. И главное, ребята с гордостью осознают, что уже в этом возрасте на них возложена большая ответственность, что они уже сейчас выполняют настоящую боевую задачу, без преувеличения мужскую работу.

Благодаря своему упорству и таланту участники ансамбля смогли уверенно заявить о себе не только в училище, но и на различных концертных площадках и сценах в городе и крае. Молодым мастерам барабанов, не смотря на юный возраст, руководство училища доверяет самые почетные и ответственные задачи с которыми воспитанники всегда с честью справляются.Немало важно и то, что активная практическая и разноплановая концертная деятельность способствует большому интересу и заинтересованности кадет в занятиях в ансамбле.

Методика организации учебно-воспитательного, творческого и образовательного процессов в ансамбле строится с учётом психофизиологических особенностей и способностей воспитанников, с учётом принципа индивидуального подхода. Содержание программы обучения предусматривает знакомство учащихся с различными знаниями в области исполнительства на ударных инструментах, теории музыки,способствует формированию и расширению музыкального кругозора на примерах лучших отечественных и зарубежных образцов музыкального искусства. Вместе с тем немалую часть тем занятий составляют военные знания. Помимо этого на каждом занятии обязательно присутствуют элементы военной составляющей обучения и воспитания, будь это доклад о начале занятий, осмотр внешнего вида и ударных инструментов или изучение специальных боевых барабанных сигналов, строевые занятия и подготовка к обеспечению воинских ритуалов.Строгое соблюдение дисциплины занятий помогает кадетам, прежде всего понимать взаимосвязь музыки и организационного процесса обучения, достигать более высоких профессиональных результатов за короткий промежуток времени, воспитывает умение подчинять свою волю требованиям преподавателя, общим творческим задачам коллектива.

В соответствии с программой используются различные методы обучения. Сочетается подача, как теоретического материала, так и практическая работа, включающая в себя развивающие упражнения, импровизацию, коллективное исполнение  в ансамбле.

Работа в объединении обязательно предполагает активное соучастие участников ансамбля в исполнительстве, их постоянную заинтересованность и мотивацию к занятиям. Не секрет, что овладение любым музыкальным инструментом требует от обучаемого большой самоотдачи, выдержки и терпения, часто постоянного однообразного и многократного повторения нотного материала, доведения исполнения и движений до автоматизма. И чтобы у воспитанников не произошла потеря интереса и трудоспособности к занятиям в ансамбле, а с мальчиками это часто происходит по причине их повышенной активности, педагогу необходимо применять в этом вопросе различные и разнообразные формы проведения репетиций. Необходимо активно и постоянно использовать в учебном процессе средства информационно - коммуникативных технологий. С их помощью длительный и трудоемкий процесс обучения игре на музыкальных инструментах становится более интересным, увлекательным, разнообразным.

Отбор кандидатов в ансамбль осуществляется методом собеседования и прослушивания, установления у воспитанников музыкальных способностей (слух, память, ритм), проверкой их морально-деловых качеств, психологической устойчивости, желания и большого личного стремления научиться игре на ударных инструментах, умения трудиться в коллективе и качественно выполнять поставленные творческие задачи.

В заключении хотелось бы сказать, чтоНациональная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет приоритеты образования:«Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Для воспитанника Краснодарского президентского кадетского училища быть патриотом – это значит, преждевсего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и службы в российских Вооружённых Силах.

И это положение в полной мере находит свою реализацию в объединении дополнительного образования «Ансамбль барабанщиков», чем полностью оправдывает свое предназначение.


Педагог дополнительного образования отдельной дисциплины (дополнительных образовательных программ) Краснодарского президентского кадетского училища, руководитель объединения «Ансамбль барабанщиков» А.Володин

Литература:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493// Режим доступа: http://government.ru/docs/21341

  3. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р г. Москва. Опубликовано в «РГ»

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271) – http://www.nvobrazovanie.ru/ndoo/npd/225

  5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru

  6. Куприянов Б.В. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://isiksp.ru

  7. Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012// Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2221/

  8. Шакурова, М.В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru

  9. Материалы круглого стола Комитет по делам молодежи Государственной Думы РФ (27 мая 2008 г.) « Законодательное обеспечение патриотического воспитания молодежи» Режим доступа:http://www.parlament-club.ru/news,1,456.

  10. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства [Текст]е / Сост.: С. Н. Горушкина, И. А. Тозыякова, Ю. А. Шубин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  11. . Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качествличности//Комитет по образованию администрации Город Калининград. Режим доступа: http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0110/