СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь межполушарного взаимодействия и ОБЖ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение понятия "межполушарное взаимодействие". Его развитие. Роль межполушарного взаимодействия в познании окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь межполушарного взаимодействия и ОБЖ.»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №30 «Улыбка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЖ Подготовила: Локтева Наталия Александровна учитель – дефектолог  2018 год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №30 «Улыбка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЖ

Подготовила: Локтева Наталия Александровна

учитель – дефектолог

2018 год

План Что такое межполушарное взаимодействие. Роль межполушарного взаимодействия в развитии интеллекта. Взаимосвязь межполушарного взаимодействия и ОБЖ. Кинезиологическая гимнастика для развития межполушарного взаимодействия. Программа мозжечковой стимуляции Фрэнка Белгоу. .

План

  • Что такое межполушарное взаимодействие.
  • Роль межполушарного взаимодействия в развитии интеллекта.
  • Взаимосвязь межполушарного взаимодействия и ОБЖ.
  • Кинезиологическая гимнастика для развития межполушарного взаимодействия.
  • Программа мозжечковой стимуляции Фрэнка Белгоу.

.

Что такое межполушарное взаимодействие.    Головной мозг человека состоит из двух симметричных половин: правого и левого полушарий.   В 1981 году американский психолог, специалист по нейропсихологии, Роджер Уолкетт Сперри получил Нобелевскую премию за открытие функциональной специализации полушарий мозга.   Единство мозга складывается из деятельности 2-х полушарий.   Межполушарное взаимодействие – это передача информации из одного полушария в другое через мозолистое тело, которое представляет собой систему 200 миллионов нервных волокон.
  • Что такое межполушарное взаимодействие.

Головной мозг человека состоит из двух симметричных половин: правого и левого полушарий.

В 1981 году американский психолог, специалист по нейропсихологии, Роджер Уолкетт Сперри получил Нобелевскую премию за открытие функциональной специализации полушарий мозга.

Единство мозга складывается из деятельности 2-х полушарий. Межполушарное взаимодействие – это передача информации из одного полушария в другое через мозолистое тело, которое представляет собой систему 200 миллионов нервных волокон.

Специализация полушарий мозга Правое полушарие Левое полушарие Осознанная информация, вербальное восприятие Неосознанная информация, невербальное восприятие Восприятие слуховой информации, память на слова Образное, визуальное восприятие, цвет Абстрактно-логическое мышление Наглядно – образное мышление Пространственное восприятие, ориентировка на местности Знаковое (символическое): буквы, цифры. Речь, письмо, чтение, счет Эмоции, мечты, музыка Логика, анализ Исполнитель Планирующее; постановка целей и построение программы действий Контроль левой половины тела Контроль правой половины тела

Специализация полушарий мозга

Правое полушарие

Левое полушарие

Осознанная информация, вербальное восприятие

Неосознанная информация, невербальное восприятие

Восприятие слуховой информации, память на слова

Образное, визуальное восприятие, цвет

Абстрактно-логическое мышление

Наглядно – образное мышление

Пространственное восприятие, ориентировка на местности

Знаковое (символическое): буквы, цифры.

Речь, письмо, чтение, счет

Эмоции, мечты, музыка

Логика, анализ

Исполнитель

Планирующее; постановка целей и построение программы действий

Контроль левой половины тела

Контроль правой половины тела

2. Роль межполушарного взаимодействия в развитии интеллекта.  Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Взаимная дополняемость полушарий – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Основной принцип нейропсихологии: физическая активность развитие мозга, то есть  от движения к мышлению. Необходима «зарядка» для мозга. Используется пластичность мозга.  Вследствие нарушения межполушарного взаимодействия у детей возникают проблемы с чтением, письмом, с нарушением пространственной ориентации, с неадекватным эмоциональным реагированием, возникают серьезные нарушения психических функций.

2. Роль межполушарного взаимодействия в развитии интеллекта.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Взаимная дополняемость полушарий – необходимое условие для успешности любого вида деятельности.

Основной принцип нейропсихологии:

физическая активность развитие мозга, то есть

от движения к мышлению.

Необходима «зарядка» для мозга.

Используется пластичность мозга.

Вследствие нарушения межполушарного взаимодействия у детей возникают проблемы с чтением, письмом, с нарушением пространственной ориентации, с неадекватным эмоциональным реагированием, возникают серьезные нарушения психических функций.

 Примеры:  ползание – скрестные движения рук и ног; если период ползания сокращен или пропущен, то происходит недостаточное развитие межполушарного взаимодействия;  игра «Путаница» – выполняется то движение, которое говорится, а не то, которое показывается;  упражнение «Дальтоник» – называем цвет, не обращая внимания на слова.  Для полноценного развития ребенка необходимо давать информацию для обоих полушарий. Наряду со словесной информацией широко используется наглядность. Очень полезно обыгрывать различные ситуации.

Примеры:

  • ползание – скрестные движения рук и ног; если период ползания сокращен или пропущен, то происходит недостаточное развитие межполушарного взаимодействия;
  • игра «Путаница» – выполняется то движение, которое говорится, а не то, которое показывается;
  • упражнение «Дальтоник» – называем цвет, не обращая внимания на слова.

Для полноценного развития ребенка необходимо давать информацию для обоих полушарий. Наряду со словесной информацией широко используется наглядность. Очень полезно обыгрывать различные ситуации.

Упражнение «Дальтоник». Называем цвет, не читая слова.

Упражнение «Дальтоник».

Называем цвет, не читая слова.

3.  Взаимосвязь межполушарного взаимодействия и ОБЖ. Пример. Левое полушарие Правое полушарие слуховая информация Исполнитель План образное, визуальное восприятие; пространственное восприятие, ориентировка на местности; эмоции (страх) слуховая информация анализ разработка плана построение программы действий исполнение действие (прятаться)

3. Взаимосвязь межполушарного взаимодействия и ОБЖ.

Пример.

Левое полушарие Правое полушарие

  • слуховая информация

Исполнитель

План

  • образное, визуальное восприятие;
  • пространственное восприятие, ориентировка на местности;
  • эмоции (страх)
  • слуховая информация
  • анализ
  • разработка плана
  • построение программы действий
  • исполнение
  • действие (прятаться)
4. Кинезиологическая гимнастика для развития  межполушарного взаимодействия.   Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения. Основная цель кинезиологических упражнений – развитие межполушарного взаимодействия.  Эти упражнения улучшают внимание, память, развивают мышление, речь, мелкую моторику, развивают координацию движений, формируют пространственные представления, способствуют стрессоустойчивости, вызывают у детей положительные эмоции.  Особое внимание уделяется специальным пальчиковым упражнениям на развитие межполушарного взаимодействия, когда работают обе руки, но движения выполняются различные. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи.

4. Кинезиологическая гимнастика для развития

межполушарного взаимодействия.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения. Основная цель кинезиологических упражнений – развитие межполушарного взаимодействия.

Эти упражнения улучшают внимание, память, развивают мышление, речь, мелкую моторику, развивают координацию движений, формируют пространственные представления, способствуют стрессоустойчивости, вызывают у детей положительные эмоции.

Особое внимание уделяется специальным пальчиковым упражнениям на развитие межполушарного взаимодействия, когда работают обе руки, но движения выполняются различные. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи.

1. Яблочко» - «Червячок». «Яблочко» - спрятать большой палец в ладони, «Червячок» - большой палец вверх. Выполняем двумя руками с хлопком. 2. «Ухо – нос»  Левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук: правой рукой – за кончик носа, левой рукой – за правое ухо. 3. «Капитан»  Правая рука – «козырек», большой палец спрятан, левая рука – большой палец вверх, «все хорошо». Меняем положение рук. Усложнение: с хлопком. 4. «Ножки – рожки»  «Ножки» - указательный и средний пальцы вниз. «Рожки» - указательный, средний, мизинец – вверх. Меняем положение с хлопком.

1. Яблочко» - «Червячок».

«Яблочко» - спрятать большой палец в ладони, «Червячок» - большой палец вверх. Выполняем двумя руками с хлопком.

2. «Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук: правой рукой – за кончик носа, левой рукой – за правое ухо.

3. «Капитан»

Правая рука – «козырек», большой палец спрятан, левая рука – большой палец вверх, «все хорошо». Меняем положение рук. Усложнение: с хлопком.

4. «Ножки – рожки»

«Ножки» - указательный и средний пальцы вниз. «Рожки» - указательный, средний, мизинец – вверх. Меняем положение с хлопком.

5. Программа мозжечковой стимуляции Фрэнка Белгоу.  Одним из современных методов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является мозжечковая стимуляция. В основу Программы мозжечковой стимуляции легли исследования доктора педагогических наук Фрэнка Белгоу (Бильгоу). Этот метод эффективен в работе с детьми от 4 лет и старше. Имеет мало противопоказаний. Специалисты видят за этим методом большое будущее, называя его «ключом к обучению мозга».  Долгое время считалось, что мозжечок – отдел головного мозга – отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Обнаружены уникальные свойства этого отдела мозга: мозжечковые полушария принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей. Мозжечковая стимуляция развивает:  межполушарное взаимодействие;  внимание, память, речь;  координацию движений;  математические, логические способности;  способность к планированию;  улучшает работу эмоционально – волевой сферы.

5. Программа мозжечковой стимуляции

Фрэнка Белгоу.

Одним из современных методов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является мозжечковая стимуляция. В основу Программы мозжечковой стимуляции легли исследования доктора педагогических наук Фрэнка Белгоу (Бильгоу). Этот метод эффективен в работе с детьми от 4 лет и старше. Имеет мало противопоказаний. Специалисты видят за этим методом большое будущее, называя его «ключом к обучению мозга».

Долгое время считалось, что мозжечок – отдел головного мозга – отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Обнаружены уникальные свойства этого отдела мозга: мозжечковые полушария принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей.

Мозжечковая стимуляция развивает:

  • межполушарное взаимодействие;
  • внимание, память, речь;
  • координацию движений;
  • математические, логические способности;
  • способность к планированию;
  • улучшает работу эмоционально – волевой сферы.
Рекомендуется для работы с детьми, имеющими:  ЗРР, ЗПР, ЗПРР;  синдром дефицита внимания;  гиперактивность;  логоневроз;  отставание в развитии моторики и координации;  поведенческие нарушения;  проблемы с обучаемостью. Оборудование:  балансировочная доска;  доска обратной связи;  разновесные мешочки;  мяч – маятник;  мячи.

Рекомендуется для работы с детьми, имеющими:

  • ЗРР, ЗПР, ЗПРР;
  • синдром дефицита внимания;
  • гиперактивность;
  • логоневроз;
  • отставание в развитии моторики и координации;
  • поведенческие нарушения;
  • проблемы с обучаемостью.

Оборудование:

  • балансировочная доска;
  • доска обратной связи;
  • разновесные мешочки;
  • мяч – маятник;
  • мячи.