СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь мотивации, познавательных процессов и адаптации первоклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты исследования могут быть использованы, как психологом школы, так и классным руководителем для разработки индивидуальных программ для работы с детьми. Могут быть даны рекомендации родителям.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь мотивации, познавательных процессов и адаптации первоклассников»










Исследовательская работа

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ





























Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………...3

2. Основная часть…………………………………………………………………5

2.1. Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………..5

2.2. Глава 2. Эмпирическая часть……………………………………………….10

3. Заключение ……………………………………………………………………16

4.Список литературы …………………………………………............................17

Приложение






Введение

Я ученица 8 класса, у меня есть двоюродный братик, который пошел в первый класс, так как у нас с ним большая разница в возрасте, и я не так ярко помню начальную школу, то мне стало интересно, как же он будет адаптироваться в новой для него среде и имеет ли значение уровень познавательных процессов на адаптацию и мотивацию к обучению.

Это натолкнуло меня на тему научно-исследовательской работы.

Гипотеза: гипотезой является предположение о существование связи между мотивацией, адаптацией и когнитивными функциями первоклассников.

Цели исследования: теоретическое и эмпирическое исследование памяти, мышления, внимания, мотивации и адаптации учащихся 1 класса,

Объектом моего исследования являются учащиеся 1-го класса, в возрасте 6-7 лет, в количестве 30 человек.

Предмет исследования – мотивация, адаптация учащихся, мышление, внимание, память.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы по данной теме.

2. Эмпирическое исследование

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

4. Обобщение полученных результатов в виде выводов.

Для подтверждения гипотезы нами были выбраны следующие методы и методики:

1. Метод анализа литературы.

2. Метод статистической обработки данных.

3. Тест на внимание «Корректурная проба».

4. Методика "Заучивание 10 слов" А.Р. Лурия.

5. Тест на мышление и речь.

6. Тест «Дерево» (автор д. Лампен, в адаптации л.п. Пономаренко).

7. Исследование учебной мотивации школьников по методике Р. Гинзбурга.

























Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть



Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. Адаптация – это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы. В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками. В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина. Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. Дети попадают в более строгую систему требований к ним. Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи. Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов: индивидуальных особенностей ребенка; уровня готовности к школе; степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»: установлен контакт с учителем; ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям; налажены отношения с одноклассниками; ребенок не создает конфликтные ситуации в классе; владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я – концепции» каждого ребенка.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

Физическая адаптация – оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

Психологическая адаптация первоклассников к школе – оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.

Средний уровень – ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.

Низкий уровень – ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;

создание комфортных условий для общения;

проведение оздоровительно-профилактической работы;

организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;

соблюдение санитарно-гигиенических требований;

организация активного досуга во внеурочное время;

формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;

проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

хроническая неуспеваемость – возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;

уход от деятельности – проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;

негативистскаядемонстративность – характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;

вербализм – является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;

проявление лени – может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

диагностика; адаптационные и корректирующие занятия с детьми; работа с родителями.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых – родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период –сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.






Глава 2. Эмпирическая часть




Эмпирическое исследование проводилось в МБОУ «БСОШ№ 2» Спасского района с учащимися 1классов, в возрасте 6-7лет, в количестве 30 человек. Для достижения нами поставленной цели мы использовали методики «Корректурная проба», «Заучивание 10 слов» и др.

Таблица 1. Познавательные процессы первоклассников


Внимание

Мышление

Память

Низкий уровень

8чел. – 26,7%

4чел. – 13,3%

9чел. – 30%

Средний уровень (норма)

14чел. – 46,7%

13чел. – 43,3%

19чел. – 63,3%

Высокий уровень

8чел. – 26,6%

13чел. – 43,3%

2чел. – 6,6%



Рисунок 1. Диаграмма распределения уровня внимания первоклассников

Исходя из таблицы 1 и рисунка 1 мы видим, что у большинства учащихся средний уровень внимания, что говорит о том, что в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание. Дети часто могут отвлекаться на посторонние шумы, звуки, что также влияет на их усидчивость. Первоклассники рассеяны, не собраны. Способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание.

Рисунок 2. Диаграмма распределения уровня мышления первоклассников

Мышление учащихся на среднем и высоком уровне (рис.2). Хотя для первоклассников преобладающим остается наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление находится по-прежнему на низком уровне развития.  Первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала.

У первоклассников преобладает средний уровень памяти (рис.3). Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память. У школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Рисунок 3. Диаграмма распределения уровня памяти первоклассников.



Рисунок 4. График сравнения когнитивных функций.

У учащихся первого класса в основном процессы памяти, внимания на среднем уровне. Мышление на среднем и высоком уровне (рис.4).

Анализируя результаты мотивации и адаптации учащихся, у нас получились следующие результаты:

Рисунок 5. Уровень мотивации учащихся

К концу дошкольного возраста, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.

Из диаграммы видно, что лишь 13% учащихся первого класса с низкой и сниженной мотивацией (рис.5). Что говорит о преобладание игровых, оценочных мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

А у большинства учащихся преобладает социальный, учебный, позиционный мотив.

Адаптация

Параметры:

1 выбор

2 выбор

Комфортное состояние

10

7

Общительность

1

3

Установка на лидерство

9

6

Установка на преодоление препятствий

9

10

Кризисное состояние

-

1

Утомляемость, слабость

-

1

Устойчивое положение

6

1



Рисунок 6. График адаптации учащихся



Исходя из рисунка 6 видно, что большинство учащихся при первом выборе выбирают такую позицию, как комфортное состояние, нормальная адаптация, установка на лидерство, установка на преодоление препятствий. То при втором выборе учащиеся выбирают человечка, характеризующегося как преодоление препятствий. Ученики понимают, что им нужно приложить усилия, старания для того, чтобы справиться с учебным процессом, преодолеть все трудности.

Анализируя результаты теста на мышление, память, внимание мы можем выделить группу учащихся с высокими показателями - это учащиеся под номерами 3, 9, 12, 15, 20, 21. Данные ученики с большей частью тестов справились успешно. Что в прогнозе может говорить о том, что учебный процесс им будет даваться немного легче, чем остальным. Также данные учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации.

Есть группа детей, у которых результаты низкие – это учащиеся 6, 14, 16, 28, 30, они не смогли справиться с большей частью заданий. Эти дети могут столкнуться с трудностями в освоении и усвоении учебного материала.

Но уровень учебной мотивации у них нормальный, лишь у одного учащегося он сниженный.






















Заключение

Проведя данное исследование, мы выявили, что у большинства учащихся первого класса средний уровень внимания, памяти, мышления. Учебная мотивация хорошая, детям нравится учебный процесс. Также можно говорить о том, что учащиеся адаптировались к школе. Некоторые дети быстро освоились в новой обстановке, а некоторым потребовалось больше времени.

Для успешной адаптации мы с детьми проводили подвижные игры, как на свежем воздухе, на переменах и во время группы продленного дня. Проводили различные познавательные викторины.

Также планируется продолжение работы с детьми с низким уровнем познавательных процессов, проведение игровых упражнений.

Данные результаты могут быть использованы, как психологом школы, так и классным руководителем для разработки индивидуальных программ для работы с детьми. Могут быть даны рекомендации родителям.




















Список используемой литературы

  1. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2006. – 672с.

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki











































12