Взаимосвязь учителя и родителей важное условие в воспитании первоклассников в период адаптации к условиям образовательного учреждения.
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит учителю. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра - важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
В своей работе использую следующие игровые методы и упражнения:
психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности;
подвижные игры и игры, развивающие "комплекс произвольности", которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих;
игры - драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.
Все указанные выше игровые методы и упражнения можно использовать как во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях. Перемены и прогулки тоже целесообразно заполнять подвижными играми.
Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими упражнениями. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее.
Воспитание школьников будет проходить успешно только в том случае, если учитель в своей работе опирается на помощь и поддержку родителей, имеет постоянную связь с ними. Учителю необходимо знать, в каких условиях живет его ученик, каковы состав его семьи, ее бюджет и жилищные условия, кто из членов семьи уделяет больше внимания ребенку, посещал ли он детский сад и как себя там чувствовал, есть ли у ребенка отдельная постель и место для работы, какие игрушки он имеет, с кем из детей во дворе дружит, чем интересуется, каково состояние его здоровья, какие обязанности он выполняет дома, как относится к своим близким, товарищам. Очень важно, чтобы учитель не раз побывал дома у каждого из своих учеников. В беседах с родителями педагог может в тактичной форме дать им необходимые советы по воспитанию детей. При этом он обращает внимание родителей не только на успеваемость и поведение ребенка, но и на то, с кем он дружит в классе, кар обращается с товарищами, какие имеет общественные поручения и как их выполняет.
Учитель советует родителям больше расспрашивать ребенка о жизни класса, о его новых товарищах, о том, как он помогает своим соученикам, учителю, вожатому, об экскурсиях, играх, о книгах, которые детям читают в школе и рекомендуют читать дома. Очень часто взрослые интересуются только тем, как ребенок успевает, съедает ли он свой завтрак. Маленькие дети в семье, естественно, пользуются большой любовью, все лучшее отдается им. И если ребенка не учить заботиться о других, он становится эгоистом, начинает требовать все только для себя. Привычку заботиться о других, радоваться успехам товарищей надо воспитывать с детства. Учитель рекомендует родителям чаще обращаться к детям с различными просьбами, приучать их к посильному труду (уход за домашними животными, забота о комнатных цветах и т. д.). Нужно, чтобы у каждого ребенка были постоянные домашние обязанности.
На одной из первых встреч с родителями можно предложить им такой вопрос: «О чем вы расспрашиваете ребенка, когда он приходит из школы?»
На других встречах внимание родителей можно сосредоточить на следующих вопросах: как ребенок относится к родителям, братьям, сестрам и другим членам семьи? Какие постоянные обязанности он выполняет дома? С кем дружит? Ссорится ли со своими товарищами, со взрослыми? Из-за чего? Во что любит играть дома и во дворе? Как относится к домашним животным? Участвует ли в уходе за комнатными цветами? Какие качества характера ребенок обнаруживает особенно ярко: общительность, отзывчивость, доброту, правдивость или противоположные качества? Охотно ли ребенок идет в школу, готовит уроки? Что он рассказывает о школе? Что ему нравится и что не нравится в школе?
Рассказывают ли родители детям о своей работе на производстве? Разговор на такую тему важен потому, что помогает ребенку понять важную истину: его родители — труженики, все создаётся трудом человека, уважать труд — значит, уважать тех, кто честно трудится, приносит людям пользу, радость. Товарищи и любимые игры у детей могут меняться часто. Учителю и родителям надо знать, почему ребенок стал дружить с другими детьми, чем ему не нравятся старые друзья, какими играми он стал увлекаться.
Бывают случаи, когда родители под разными предлогами запрещают детям дружить со сверстниками. Этим они лишают своих детей радости общения с товарищами, способствуют их обособлению от коллектива. Родители должны знать, что, поступая так, они совершают ошибку; нужно разъяснить им, какое благотворное влияние оказывает дружба детей на их нравственное воспитание.
Вопросу о применении наказаний и поощрений в семье следует уделить особое внимание. К сожалению, бывают случаи, когда родители для поддержания своего «авторитета» прибегают к физическим наказаниям или беспричинно лишают детей любимых занятий. Учитель должен убедить взрослых в недопустимости физических наказаний, которые не только не способствуют правильному воспитанию детей, но и сказываются на них отрицательно.
Интересный эксперимент был проведен с родителями первоклассников. Родителям предложили анкету с целью выявить, какие нравственные качества детей они считают наиболее ценными, важными. Большинство родителей назвали два качества — справедливость и вежливость. Очевидно, они острее всего ощущают отсутствие этих качеств у детей. И меньше одной трети родителей назвали доброту одним из важнейших нравственных качеств. Между тем именно от этого качества зависит, какими растут их дети — коллективистами или эгоистами, отзывчивыми или равнодушными. Еще меньше родителей назвали искренность, правдивость необходимыми качествами. Известно, что взрослые иногда сами заставляют детей говорить неправду: «Скажи, что меня дома нет», «Скажи, что у нас этого нет» и т. д. По-видимому, они считают: сказать неправду — это пустяк, если она оберегает их собственное благополучие. Учитель не может не отметить, что это калечит детей нравственно.
Классные родительские собрания в I классе, особенно в начале учебного года, проводятся обычно один раз в месяц. Учитель готовит их совместно с родительским комитетом. Совместно намечаются вопросы для беседы, анализируются факты из жизни класса. Многие родители не могут выступать на собраниях, но охотно рассказывают о своих детях в личной беседе. Учитель должен быть тактичным и о каких-то вещах говорить с родителями наедине, а не при всех. Вот почему родительские собрания ни в коем случае не заменяют индивидуальных бесед и консультаций.
Ошибкой учителей является то, что все беды, огорчения, успехи и неудачи разбираются ими зачастую на общих собраниях, где родителям приятно услышать об успехах ребенка, но очень неприятно — о неудачах.
На родительских собраниях целесообразно систематически проводить с родителями беседы на педагогические темы. В общей беседе с родителями лучше не называть фамилии учащихся, совершивших тот или иной проступок, а проанализировать сам проступок, сделав соответствующие выводы.
Учителю I класса приходится уделять много внимания условиям подготовки детьми домашних заданий. Иногда родители не замечают, что мешают детям делать уроки, включая телевизор или затевая громкий разговор. Бывает, что взрослые сами выполняют за детей трудные задания. В таких случаях обычно страдают не только знания детей, но и их представления о нравственности. Дети приучаются к лицемерию и лжи. Другое дело, когда учитель дает домашнее задание, которое надо выполнить с кем-нибудь из старших.
Встречаются семьи, где воспитанием детей занимается только мать. Очень важно, чтобы и отец повседневно занимался воспитанием своих детей, а не стоял в стороне от их жизни.
В рисунках детей на тему «Наша семья вечером» большинство детей рисовали отца, сидящего с газетой или книгой или смотрящего телевизор, а мать, как правило, за уборкой квартиры, стиркой белья или приготовлением пищи. В своих лекциях для родителей А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что родительский долг отец должен выполнять как можно лучше.
Распределению трудовых обязанностей в семье нужно уделять большое внимание, каждый член семьи должен иметь посильные обязанности. Важно организовать в семье помощь старших детей матери по уходу за малышами. Иногда такая помощь у мальчиков вызывает протест, они считают это «девчачьим» делом. Чтобы преодолеть этот ложный стыд, полезно с детьми почитать книгу В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи», а затем побеседовать с ними. Обратить внимание ребят на поведение Саши, которому приходилось нянчить младших, вместе с матерью купать их, приводить в порядок одежду. Саша не считал это дело не мужским, он понимал, что матери одной не управиться с такой большой семьей. Никто из товарищей над ним не смеялся, ребята его любили и уважали.
Жизнь семьи, поведение родителей в значительной степени определяют формирование нравственных качеств ребенка. В дружной семье, где сложились твердые моральные устои, отсутствуют ссоры, царит атмосфера взаимного уважения, доверия, заботы друг о друге, и дети, как правило, вырастают чуткими, добрыми людьми.
Велик для ребенка авторитет учителя. Редкий учащийся I класса не приводит в качестве самого убедительного аргумента слова: «А нам так учительница велела делать». Мнение учителя для него закон. И это очень важно. Но иные родители нередко подрывают учительский авторитет, начинают при детях критиковать школу, учителей. Они могут сказать: «Мало ли что говорит учительница», «Знаем мы, как вас там учат; ты делай так, как я тебе велю». Педагог должен постоянно обращать внимание родителей на то, какой ущерб наносят они подобными заявлениями учительскому авторитету, играющему важную роль в воспитании школьников.
Сотрудничество школы с семьей, сочетание индивидуальной и коллективной работы с родителями, внимательное и чуткое отношение к каждому из них — залог успешной воспитательной работы учителя I класса.