СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взгляды горожан на окружающий мир в XIII веке

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Является промежуточным уроком между темами «Взгляды людей на мир в        Раннее Средневековье» и  «Формирование человека Нового времени»

(раздел II «Расцвет Средневековья»).

ЦЕЛЬ УРОКА:

     Установление взаимосвязи изменения социальной структуры средневекового общества с формированием новых взглядов людей на окружающий мир.

Просмотр содержимого документа
«Взгляды горожан на окружающий мир в XIII веке»

5



КОНСПЕКТ УРОКА

учителя истории и обществознания МАОУ «Лицей № 9» г. Перми

БАЙДАРОВОЙ ОЛЬГИ ВАЛЕРЬЕВНЫ

«Взгляды горожан на окружающий мир в ХШ веке»


Данный вариант урока рассчитан на учащихся 6 класса.

Тема излагается с точки зрения цивилизационного подхода при изучении истории Средних веков с культурологическим аспектом.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Установление и осознание учащимися взаимосвязи изменения социальной структуры средневекового общества с формированием новых взглядов людей на окружающий мир.

ЗАДАЧИ УРОКА: (образовательные, воспитательные, развивающие).

  1. Раскрыть причины изменения взглядов людей на окружающий мир в ХШ веке.

  2. Выявить появившиеся новшества во взглядах горожан.

  3. Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся через разрешение проблемной ситуации.

  4. Развивать операции логического мышления:

совершенствовать навыки сравнения, обобщения, систематизации и

умение устанавливать наиболее существенные причинно-следственные

связи исторических явлений.

  1. Показать мир глазами средневекового человека.

  2. Продолжить формирование навыков коммуникативного общения.


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.

Демонстрационная таблица, раздаточные таблицы.

На доске записано: тема урока «Взгляды горожан на окружающий мир в ХШ веке», основные понятия; зарисована таблица следующего вида:


Шкала ценностей

Раннее Средневековье

Расцвет Средневековья – ХШ век

1 сословие- духовенство

П сословие-рыцарство

Ш сословие- крестьянство

Горожане

1.Жизнь и смерть

2.Время и пространство

3.Труд и богатство

4.Бог

5. Церковь

+


+


+


+

+





Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемных методов обучения.

Ход урока отражен в приведенной ниже таблице


Момент урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


1.Оргмомент и целеустановка на урок.

Приветствие.

Постановка перед учащимися задачи: мысленно перенестись в ХШ век и представить себя в облике средневекового человека

Уяснение особенностей урока (путешествие в Средние века). Подготовка к активному изучению материала.

2.Актуализация знаний.

Вопрос: Кто господствовал в умах и сердцах людей Средневековья?

Вопрос: Какая церковь подчинила себе страны Западной Европы?

Предполагаемый ответ: Церковь.


Предполагаемый ответ:

Католическая церковь.

Введение. В ХШ веке в странах Западной Европы стали появляться монахи - проповедники. Представьте себе, что перед вами – один из самых прославленных проповедников,

францисканский монах Бертольд из города Регенсбурга. Он проповедует, странствуя по городам Германии. Прислушаемся и мы к его речи.

Свою проповедь Бертольд начал с цитаты из Священного Писания. Некий господин отдал на время своего отсутствия золотые слитки – «таланты» своим рабам, чтобы те сберегли и даже приумножили это богатство. Так и Господь Бог, учит монах, вручил каждому человеку пять даров и завещал беречь их и разумно ими распоряжаться. А после смерти люди должны возвратить их Господу и дать отчет об их использовании.

Вопрос. Что это за дары? Что было важно средневековому человеку?


Работа с демонстрационной и раздаточными таблицами.

Предполагаемый ответ:

В шкалу ценностей людей Средневековья можно отнести отношение к следующим понятиям:

  1. Жизнь и смерть

  2. Время и пространство

  3. Труд и богатство

  4. Бог

  5. Церковь

Итак, говорит монах Бертольд, каждый человек обязан выполнять ту службу, к которой приставлен Богом.


Вопрос. А что это за служба?

Какое деление средневекового общества вам известно?

Предполагаемый ответ: На сословия:

  1. «те, кто молятся» - духовенство

  2. «те, кто воюют» - рыцарство

  3. «те, кто трудятся» - крестьянство


Организация работы с таблицами.

Условно обозначим знаком «+» взгляды людей в Раннее Средневековье.

Но ведь мы оказались в ХШ веке.


Вопрос: взгляды сословий на окружающий мир остались прежними или изменились?


Итак, какой вывод можно сделать по результатам нашей работы?

Работа над таблицей в группах (делятся на сословия). Заполняют таблицу на доске, аргументируют.




Предполагаемый ответ:

взгляды сословий остались прежними.


Предполагаемый вывод: Время идет, а жизнь сословий по-прежнему традиционна (ставят «+»)

В ХШ веке привычная нам тройственная схема общества (деление на три сословия) будет уже неполной.


Вопрос: Кого же ученые люди Предполагаемый ответ:

не принимают в расчет? Горожан (жителей

средневековых городов)


Проблемный вопрос: Будут ли совпадать интересы и потребности горожан с интересами сословий? Да или нет?

А какими будут взгляды горожан на окружающий мир?

Итак, как мы сформулируем тему урока?



Учитель контролирует запись.

Предполагаемый ответ:

Взгляды горожан на окружающий мир в ХШ веке.

Ученики записывают тему урока в тетрадь.


3. Изучение нового материала.

Давайте предположим, что может проповедовать Бертольд Регенсбургский, если известно, что он выражал интересы жителей средневекового города.

Вопрос: Что нам для этого нужно сделать?

Предполагаемый ответ: сопоставить взгляды горожан с взглядами представителей сословий по шкале ценностей.

Теперь вы все – горожане. Ваша задача – вжиться в образ жителей средневекового города и обосновать свой ответ.

Организация работы с таблицами.

Представьте себя купцом, ремесленником или подмастерьем.

Вопрос: взгляды горожан изменятся или нет?

Работа над таблицами в группах. Проставляют знаки «+» или «–» и аргументируют свой ответ.

Предполагаемый ответ:

Взгляды горожан на мир изменились, кроме отношения к Богу.

А теперь составьте портрет средневекового человека.

Предполагаемый ответ:

расчетливый, деловой, энергичный, умеющий ценить время – совсем не похожий на человека Раннего Средневековья.

Вопрос: Какую роль сыграли эти новые люди (горожане) в изменении облика Средневековья.

Предполагаемый ответ:

Их появление станет одной из причин упадка Средних веков и начала Нового времени.

Итак, давайте подведем итоги урока.

Вопрос: Какие выводы из материала урока можно сделать?

Запишем их в тетрадь.









Учитель контролирует запись.

Предполагаемые выводы:

1.Развитие городов и появление горожан меняет привычную картину мира.

2. Человек еще связан с Богом, но меняется его отношение к церкви.

3.Изменения во взглядах горожан приведут к дальнейшему упадку Средневековья.

Учащиеся делают записи в тетради.

4. Домашнее задание.

Запись на доске:

Составьте проповедь монаха Бертольда, как выразителя интересов горожан.

Учащиеся записывают задание в дневник.


5. Рефлексия.

Возьмите лист самооценки работы в группе и заполните его.

Учитель контролирует запись.

За работу на уроке учитель объявляет и обосновывает оценки.


Ученики оценивают свою работу в группе.


Ученики заносят оценки в дневники.