Взгляд на патриотическое воспитание молодежи.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи – один из важнейших звеньев в системе воспитательной работы. Вопросы о патриотическом воспитании молодежи были, есть и будут значимы во все времена. Данная проблема затрагивает каждого человека, независимо от уровня его духовно-нравственного развития, однако в первую очередь она касается нашего подрастающего поколения, а именно нашей молодежи.
Термин "патриотизм" происходит от греческого слова, обозначающего "отечество". Патриотизм представляет собой чувство глубокой любви к Родине, озабоченность её благополучием и готовность защищать её от угроз. Это чувство проявляется в гордости за достижения страны, сопереживании её неудачам, уважении к историческому наследию народа, бережном отношении к народной памяти и культурным традициям. Патриотизм прежде всего выражается в привязанности к родному месту, к привычному образу жизни.
Понятие "патриот" и "патриотизм" получили широкое распространение во время Великой французской революции (1789-1793 гг.). Тогда ими обозначали борцов за народные интересы, защитников республики, противопоставляя их монархистам, которых считали предателями родины. Впоследствии формирование патриотизма происходило под влиянием борьбы с внешними захватчиками и внутренними врагами.
Давайте вместе с вами ответим на вопрос: что подразумевается под патриотическим воспитанием? Если обратиться к истории России, то великие педагоги 19 и начала 20 века предлагали свои определения этого понятия. Например, Василий Александрович Сухомлинский, который стал основателем народной педагогики, интерпретировал понятие патриотического воспитания как основополагающий элемент нравственного развития молодежи. Сухомлинский подчеркивал важность формирования личностного начала, основанного на любви к Родине, что служит прочным фундаментом для воспитания патриотических чувств.
Патриотическое воспитание представляет собой деятельность, ориентированную на формирование у личности чувств патриотизма. Оно направлено на развитие навыков поведения, которые формируются в семье, школе и обществе, и проявляются в социальной жизни. Таким образом, одним из ключевых аспектов воспитания в современном мире является развитие потребности в любви к России, знании её истории, а также стремление и готовность защищать свою страну при необходимости и содействовать её процветанию.
Чтобы воспитать истинного патриота своей страны, педагоги, воспитатели и родители могут применять различные методы, такие как экскурсии и походы по местам боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, а также наблюдения, просмотр видеороликов, деловые игры, диспуты, дискуссии, конференции, викторины и Дни памяти. Важно также вовлечение семьи в познавательно-досуговую деятельность. Эти методы зарекомендовали себя как эффективные. И только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Важным аспектом воспитательного процесса являются традиции. В нашей школе регулярно проводятся мероприятия патриотической направленности, основанные на сохранении и преемственности культурного наследия.
В целях ознакомления учащихся с русскими традициями в нашей школе организуются народные праздники: «Осенние посиделки», «Святки», «Масленица». Эти мероприятия погружают участников в атмосферу прошлого, знакомят с русской культурой, обычаями и традициями. Ученики активно участвуют в подготовке выступлений, играх, конкурсах, пробуют себя в различных ролях, таких как скоморохи, и организуют ярмарочную торговлю.
Также в последние годы во многих школах страны получила распространение такая форма работы как музейный урок, который стал средством патриотического воспитания. Эта форма не новая, но эффективная, которая связана с поиском оптимальных методов и путей патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому я стараюсь как можно чаще выводить детей на экскурсии в музей нашего поселка, чтобы познакомить с неизвестными историческими фактами, раскрыть для них что-то новое и интересное из истории родного поселка и республики. Ведь растить гражданина нужно не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, событиях из истории своего поселка и края.
В октябре 2022 года по всей Российской Федерации прошла общероссийская акция «Письмо солдату», направленная на поддержку участников специальной военной операции. Наша школа также присоединилась к этой инициативе. Ученики выразили слова поддержки незнакомым военнослужащим. Важным аспектом акции стало осознание учащимися ценности моральной поддержки для людей, находящихся вдали от дома. Данная акция подчеркнула значимость участия каждого гражданина в поддержании бойцов, которые выполняют свой священный долг перед Родиной.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России. Оно предполагает создание условий для формирования у каждого человека ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности и поведения, свойственных настоящему патриоту.
Реализация этой цели осуществляется мной посредством решения ряда задач, к числу которых относятся:
1. Формирование осознанного отношения к Отечеству: глубокое понимание его прошлого, настоящего и будущего на основе исторических ценностей и роли России в мировой истории.
2. Развитие гражданственности и национального самосознания: воспитание чувства принадлежности к российской нации и ответственности за ее судьбу.
3. Создание условий для реализации гражданской позиции: поощрение участия учащихся в деятельности органов ученического самоуправления, дающее возможность практического применения гражданских ценностей.
4. Углубление знаний об истории и культуре родного края: формирование чувства привязанности к месту жительства и уважения к его культурному наследию.
5. Формирование чувства гордости за героическое прошлое Родины: ознакомление с историческими событиями и подвигами российских граждан, воспитание патриотизма и уважения к истории.
6. Физическое развитие обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни: понимание важности физической культуры для здоровья и успешной реализации жизненных целей.
7. Воспитание готовности к защите Отечества и действиям в экстремальных ситуациях: развитие чувства долга перед Родиной, умения действовать в критических обстоятельствах, знание основ военной подготовки.
Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать правовое государство и гражданское общество, современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней и общественной жизни.
Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать одними из основных составляющих в учебно-воспитательной работе. В моей работе под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.