Взрослеющий подросток. Особенности взаимодействия в системе «Учитель-ученик»!
На основании ФЗ - N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 Участниками образовательных отношений являются:
- Педагоги
- Обучающиеся
- Родители/законные представители
Конфликт – (от лат.«confluctus») это столкновение сторон, мнений, сил.
сторон, мнений, сил.
Причины конфликтов в системе взаимодействия «учитель - ученик» (мнение детей):
1. Невыполнение ребенком учебных, домашних заданий.
2. Нарушение учащимся правил поведения в школе, на уроках.
3. Негативное отношение ребенка к предмету.
4. Завышенные требования учителя.
5. Отсутствие взаимопонимания с учителем.
6. Несправедливое оценивание работ учителем.
Классификация педагогических конфликтов при взаимодействии с подростками
Конфликты дисциплины (нарушение учащимися тех или иных правил и порядков, без которых учебный процесс невозможен).
Конфликты в сфере дидактического взаимодействия (чаще всего вызванные фактами, как считают подростки, несправедливых отметок за письменные и устные ответы).
Конфликты в методике обучения (такие, например, методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала и т.д.).
Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками
Причины педагогических конфликтов
1. Отсутствие единства требований у педагогов.
2. Слишком большое количество требований.
3. Несоблюдение предъявляемых требований к учащимся самим педагогом.
4. Преподаватель или классный руководитель не замечают и игнорируют моральные и деловые качества ученика.
5. Расхождение оценки ученика классом и учителем.
6. Неумение учителя поставить себя на место ученика, посмотреть на себя его глазами, почувствовать то, что думает ученик, и прочувствовать состояние ученика.
7. Неумение учителя принять ученика таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами.
Схема развития школьных конфликтов
равновесие
стабильность
нестабильность
конструктивный конфликт
развитие
КОНФЛИКТ
деструктивный конфликт
регресс
Результат решения педагогических конфликтов
ДЕСТРУКТИВНЫЙ
КОНСТРУКТИВНЫЙ
неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
- «Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» В.А.Сухомлинский.
- Каждый конфликт должен иметь конструктивное решение и воспитательный эффект – на нем должен морально вырасти ребенок и даже учитель .
Правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации:
- «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Д. Карнеги).
- «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Д. Карнеги).
Правило 1
Правило 2
- «Задержка реакции»
- «Задержка реакции»
Правило 3
- «Перевод реакции»
- «Перевод реакции»
- «Рационализация ситуации».
- «Рационализация ситуации».
Правило 4
- «Парадоксальная реакция»
- «Парадоксальная реакция»
Правило 5
Технология разрешения конфликтных ситуаций
Медиа́ция , в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Неумение договариваться
Низкий уровень правовой грамотности
Неумение пользоваться нормативно-правовыми актами
Деструктивное решение педагогических конфликтов
Основные нормативно-правовые акты :
- Конституция РФ
- Закон «Об образовании в РФ»
- КоАП РФ
- УКРФ
- Семейный кодекс
- Устав ОУ
- Правила внутреннего распорядка для обучающихся
Конституции РФ
Статья 38
- Материнство и детство, семья находится под защитой государства.
- Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей .
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 43.
1 . Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 156. УК РФ
Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного , воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним , -наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Закон «Об образовании в РФ» Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
1. Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации , осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка , правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка , иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность .
Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Закон «Об образовании в РФ»
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации , осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей , установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации .
-
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
- 1. Педагогические работники обязаны:
- 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
- 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
- 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
- 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
Алгоритм поведения учителя, необходимый для успешной работы:
- В школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами должны оставаться за порогом школы.
- Не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешение.
- Одинаковое, справедливое отношение ко всем учащимся.
- Вся деятельность учителя должна быть сосредоточена только на процессе обучения и воспитания.
- Не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня.
Решение педагогических ситуаций
Ситуация 1
- Во время объяснения нового материала ученик 6 класса крутит в руках календарь, пытается отвлечь соседей, сидящих впереди. Учительница не выдерживает и делает замечание в резкой форме: «Прекрати!» В ответ мальчик спрашивает: «А что я делаю?». Учительница: «Действительно, ты ничего не делаешь! За контрольную работу получил «два», дома не учишь, на уроках нарушаешь порядок! И вообще, ты надоел мне своими выходками. Завтра, чтобы срочно в школе была мать!». Мальчик хватает сумку и выбегает из класса.
Ситуация 2
- Шел урок математики в 7 классе. Петя Иванов всем своим поведением демонстрировал, что на уроке ему не интересно: кидал в ребят бумажки, рисовал, отвлекал соседа по парте, периодически вслух задавал учителю вопросы, не относящиеся к изучаемой теме урока. Учитель неоднократно в течение урока делала ему замечания. Не выдержав, она сказала, чтобы он вышел из класса. Петя, оскорбив учителя нецензурным словом, вышел из кабинета. На следующий урок математики ребенок не пришел.
Ситуация 3
- Конфликт произошел между учительницей рисования, только пришедшей в школу после окончания института, и учеником VII класса. Класс был очень сложный, там были собраны самые трудные ученики. Учитель была полна энтузиазма, тщательно готовилась к каждому уроку. На очередной урок она подобрала красивый натюрморт - вазу и яблоко, подробно объяснила, как надо строить рисунок. Когда все ученики приступили к работе, учитель стала ходить от парты к парте и помогать ребятам в работе. И вдруг услышала за спиной похихикивание, обернулась и обомлела: на последней парте стоит кирзовый сапожище, а за партой сидит второгодник и ухмыляется. Учитель смотрит на него в замешательстве и не знает, что делать. Первым желанием было отругать ученика, но она сдержалась. А ученик только и ждал скандала.
Ситуация 4
- «На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечание Маше П., которая не выпускала телефон из рук, слушала музыку. После замечания, через 5 мин., повторялось все вновь. Учительница потребовала, чтобы Маша вышла из класса. Она грубо ответила и не вышла. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а Маша продолжала сидеть на своем месте, но телефон из рук убрала. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занимались своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели».
Спасибо
за внимание!