УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МКУ ДО ИРМО «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
Взросление хорового коллектива
"Нежный возраст"
(из опыта молодого педагога - хормейстера)
Юлия Евгеньевна Миненко,
педагог дополни тельного образования
МКУ ДО ИРМО
«Центр развития творчества детей и юношества»
Иркутский район, 2016 г.
«Если у вас есть талант - поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру - скажите!
Если ваша душа поёт - пойте!»
Хоровой коллектив "Нежный возраст" существует два года на базе МОУ ИРМО «Максимовская СОШ».
В хоре занимается 60 детей, и мальчики и девочки. Прием в хор осуществляется ежегодно. Для ознакомления с голосовыми данными и слухом, играла на фортепиано короткие попевки и просила повторить их голосом. Некоторые ребята предлагали сами спеть мелодию из какой-нибудь известной песни. Старших школьников прослушивала дважды, чтобы понять диапазон и точно определить сопрано это или альты. Голоса называла именно так, не первые и вторые, а именно сопрано и альты, чтобы дети знали терминалогию, были музыкально грамотными. Принимаем детей без какой-либо подготовки, так сказать с нуля. Я считаю, что в хор нужно принимать детей даже тех, кто слабо проявил себя при прослушивании, но с большим желанием заниматься. Дети при первом прослушивании могут не показать свои возможности в силу своей стеснительности, либо отсутствия музыкальной подготовки. Мне интересно работать с самыми обычными детьми, кто-то приходит просто время провести, ну а кто-то с большим желанием научиться красиво и правильно петь и для меня, как для хормейстера это очень важно, ведь я хочу сделать из них сильный хоровой коллектив. Чтобы получить профессиональный хоровой коллектив нужно провести огромную, кропотливую и качественную вокально-хоровую работу. Современные дети не всегда готовы к такой работе. Умения и навыки репетиционной работы необходимо воспитывать.
Огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. «Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющим для личности определенную значимость». Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса. Пению, как любому искусству необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.
Современные дети чаще всего любят проводить время за компьютером, телефоном (игры, социальные сети), за телевизором, либо на улице. Родители зачастую стремятся заполнить свободное время ребенка разными видами деятельности, но по истечении времени приходят к выводу, что занятия в хоре «Нежный возраст» как нельзя лучше способствуют развитию духовности и нравственности.
Обратимся к музыкальным и вокальным данным детей.
Музыкальный слух и певческий голос есть у каждого человека и у каждого ребенка. Только у кого-то музыкальные данные ярко выражены, а у других спрятаны глубоко. Поэтому важно выявить и развивать природные данные детей. Очень много детей, которые совсем не интонируют или интонируют, но не в своей тесситуре. Рассаживая детей по партиям новичков всегда сажу с опытными певцами.
Немаловажным фактором для успешной работы хора является расположение детей во время занятий. Хористов рассаживаю по росту, в два-три ряда, так, чтобы каждый ребенок видел дирижера. На концертных выступлениях этот принцип сохраняется, что способствует формированию хорового ансамбля. Слежу за тем, чтобы рядом в партии находились относительно сильные и слабые певцы, а на стыке двух партий – обязательно более опытные исполнители. Большую часть репетиционного времени хор поет сидя, но отдельные произведения исполняем стоя, тем самым создаются условия, приближенные к концертным.
Считаю вокальное воспитание в хоре важнейшей частью всей хоровой работы в коллективе. Работу провожу на собственных показах, часто использую показ с помощью ребят. Применяю индивидуальный подход к хористам, слежу за вокальным развитием каждого из них. Ребята знают, что каждый из них в любой момент должен быть готов спеть тот или другой отрывок, поэтому внимательно следят за показом.
В хоровых занятиях упражнений не должно быть много, главное — использовать их для решения нескольких задач, которые обязательно должны быть чётко поставлены перед хором. Руководитель должен качественно показывать упражнение, при необходимости прибегая к сравнению неправильного и правильного их исполнения.
Моя вокально-хоровая работа с хором включает следующие позиции:
Распевания - 5 минут
С закрытым ртом - на сонорный согласный звук «м» («мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, ощущением небольшого зевка. Вокализация закрытым ртом должна быть лёгкой и естественной, петь надо настолько тихо, чтобы улавливать такое же тихое пение певцов-соседей. Пение с закрытым ртом приучает певцов хора к мягкой атаке звука, собранности, пластичности в звучании и переходах. В вокализации можно использовать разные штрихи (чаще legato и staccato). При пении закрытым ртом всё внимание направляется на интонацию (например, скачки поются легче, чем при пении на гласные или слоги). Упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами развивают певческое дыхание. Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых складок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке. Исполняется восходящим и нисходящим движением мелодии. Располагают упражнения обычно в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх или вниз.
До-ре-ми-ре-до и т.д.
Задачи: чистое интонирование и активное дыхание
На гласный звук с сонорным согласным ( М ) - Чтобы партия не «плыла», теряя точность интонации и ритма в вокализации на гласный, к нему прибавляют согласный, лучше сонорный, легче получаются точные переходы от звука к звуку и после «впевания» на слог должны приобрести точность на гласный. Слоги с «И» придают звонкость, «серебрят», слоги с «О» — округляют, слоги с «У» — собирают, выравнивают звук.
Распевания в основном даются в мажорном ладе, который легче воспринимается и связан с бодрым, оптимистическим настроением, создающим необходимый тонус мышц. Располагают упражнения обычно в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх или вниз. Исполняется восходящим и нисходящим движением мелодии.
До-ре-ми-ре-до и т.д.
Задачи: чистое интонирование и активное дыхание
Вокальные упражнения 5 минут
На одной ноте - (на одной высоте звука) развивает равномерный экономный длительный выдох, опору. При чередовании гласных оно способствует выравниванию их звучания. Исполняется в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх.
"Ма-Мэ-Ми-Мо-Му"
"Бра-Брэ-Бри-Бро-Бру"
Задачи: Округление гласных, активизация атаки и приближение звука
Упражнение на интервалы - поются как с нижнего звука к верхнему, так и наоборот. Упражнения на интервалы способствуют выравниванию звучания. К этому виду упражнений относится пение трезвучий и арпеджио. Упражнение полезно петь как связно, так и отрывисто, а также, чередуя эти две манеры звуковедения.
Вверх легато До-ми-соль-до, вниз стаккато соль-ми-до
Задачи: Чистое интонирование трезвучий
Попевки 5 минут
"Юзия юзия моя"
Упражнение в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх. Попевка с удобной интонацией - нисходящее поступенное движение мелодии.
Ю зи я Ю зи я мо я
III II I III III II II I Ступени
Пример (Ми-ре-до, Ми-ми-ре-ре-до)
Задачи: Округление гласных, чистое интонирование поступенного движения вниз.
"Калина моя"
Попевка состоит из 2 музыкальных фраз и так же, как и обычные вокальные упражнения, исполняется в виде секвенции по полутонам вверх и вниз. Упражнение развивает ансамблевые навыки, вырабатывает ориентацию певцов в многоголосном пении, а также позволяет решать проблемы уравновешенности различных голосовых партий.
Попевка эта многоголосная, постепенно по мере овладения навыками усложняется. Сначала можно начать петь двухголосие, со временем добавить третий голос. Первую фразу поют все вместе, во второй альты поют ту же мелодию, а сопрано другую. Попевка минорная, можно начать с До минора (c-moll).
1 фраза-"Калина моя"
I-IV-III-II-I ступени
2 фраза-"На ветру росла" I-IV-III-II-I ступени для Альтов
I-VI-V-IV-V ступени для Сопрано
Задачи: «широкий шаг» в восходящем движении к IV ступени и осторожное движение вниз к тонике. Чистое интонирование во 2 фразе к VI ступени и осторожное движение к завершающей V ступени.
Распевки-скороговорки 2 минуты
Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе, потом темп увеличивать. Очень полезно проговаривать скороговорки беззвучно и медленно. А потом произносить вслух, постепенно увеличивая темп.
Помимо проговаривания обязательно пропеваем скороговорки, так как произношение слов в пении и в речи несколько различно. Поём скороговорки на одном звуке, по звукам трезвучия, по звукам гаммы и т. д.
"Дин-дон, дин-дон загорелся кошкин дом
Кошка выскочила, глаза выпучила."
"Бык, бык, тупогуб. Тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа."
"От топта копыт пыль по полю летит"
Задачи: Улучшение дикции
Работа над произведением 28 минут
Текст и мелодию произведения разучиваем на занятии, мелодия выучивается на слух, текст далее учим дома.
Считаю важным раскрыть смысловое значение песни.
Всегда стараюсь вызвать интерес к песне, поговорить о ее характере, узнать у ребят какие чувства вызвало у них это произведение, нравится оно им или нет. Рассказываю художественное содержание песни, образ, стиль, обращаю внимание на трудные места для исполнения. На занятии всегда пропеваем мелодию с каждым ребенком, абсолютно с каждым.
Исполнительский уровень коллектива в значительной мере зависит от мастерства каждого исполнителя, поэтому индивидуальная работа занимает важное место. Проверяю усвоение партии, обращаю внимание на развитие голоса каждого ребенка, слежу за тем, чтобы дети не пели громко.
Большое значение придаю выработке активной артикуляции, выразительной дикции при пении. После того как разучили с хором основные мелодии, переходим к художественной отделке произведения в целом. Никогда не стремлюсь сегодня же выучить песню до конца и обязательно даю новый материал, как задел развития дальней перспективы деятельности коллектива.
Мы взрослеем, и с каждой вехой взросления приобретаем новый опыт вокально-хорового воспитания.
Литература для педагога
1.Соколов, В.Л. Работа с хором. Учебное пособие. 2-е изд.. перераб.; доп. М.:Музыка, 1985.
2.Шамина, Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом — М.: Музыка, 1988
3.Люш, Д.В. Развитие и сохранение певческого голоса — Киев: Музична Украіна, 1988
4. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987.
5. Осеннева, М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: Академия, 2003.
6. Пигров, К. К. Руководство хором / К. К. Пигров. Музыка, 1964