Аннотация
Разрешите представить вам работу на тему «Формирование исторических представлений о фактах прошлого на уроках истории России».
Выбор темы настоящей работы обусловлен рядом причин.
Во-первых: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в процессе изучения истории учащиеся должны «…овладеть базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах…» Процесс формирования исторических знаний современных школьников сложный и длительный. Он основывается на формировании исторических представлений, которые начинаются с представлений о фактах прошлого.
Во-вторых: в настоящее время специальных исследований, направленных на изучение особенностей формирования исторических представлений не проводится. Данная проблема излагается и обобщается в некоторых учебных пособиях по теории и методике преподавания истории в школе (Вяземский Е.Е., Никулина С.Т., Стрелова О.Ю., Студеникин М.Т.).
В-третьих: исторические представления формируются во всех классах, однако наибольшую роль они выполняют в 5-7 классах, так как у обучающихся преобладает конкретное мышление и имеется незначительный запас исторических знаний. Поэтому возникает необходимость создания образов, адекватные эпохе. Уделение недостаточного внимания данной работе в среднем звене закономерно приводит к модернизации (осовремениванию) истории. В связи с тем, что представления формируются на основе I сигнальной системы, через зрительное восприятие, целесообразно использовать наглядность, что нацеливает учителя на тщательный и продуманный отбор методов и средств обучения в процессе формирования исторических представлений о фактах прошлого у учащихся 6 класса.
Объектом данного исследования является процесс обучения истории в средней школе.
Предметом формирование исторических представлений о фактах прошлого на уроках истории России.
Целью является выявить методические условия формирование исторических представлений о фактах прошлого на уроках истории России.
Достижение указанной цели связано с решением таких теоретических и научно-практических задач как:
раскрытие сущностных характеристик исторических представлений о фактах прошлого;
характеристика методических путей формирования исторических представлений о фактах прошлого с использованием метода наглядности на уроках истории;
3. анализ учебно-методического комплекса по истории с позиции его применения в формировании представлений о фактах прошлого на уроках истории России.
В ходе решения первой задачи мы пришли к выводу, что спецификой исторического познания выступает невозможность непосредственно наблюдать людей, события, явления прошлого. Факты прошлого воспринимаются школьниками опосредованно, через различные источники исторических знаний. В создании исторических представлений о фактах прошлого участвует реконструирующее воображение и образное мышление. Учитывая данные психологических исследований, специфику исторического факта ученые-методисты, дали такую трактовку определения: историческое представление – это отражение в сознании человека исторических фактов (исторической действительности) в виде системы образов. Усвоение истории – это не знание отдельных, разрозненных фактов. Факты важны не только сами по себе, они нужны для сопоставления, определения связей между ними, для обобщения, выводов.
Решение второй задачи нашего исследования, позволило сделать следующие выводы:
- Так как представления создаются на основе I сигнальной системы, через зрительное восприятие, необходимо использовать наглядность при формировании исторических представлений о фактах прошлого. Формирование приемов умственных действий, на начальной ступени работы, на прямую связано с применением наглядных средств обучения. Уже в 5-6 классах, знакомя школьников с приемами анализа, синтеза, учитель начинает свою работу с разбора картины, изображений, рисунка учебника;
- в ходе формирования исторических представлений о фактах прошлого целесообразно применять различные методические приемы с использованием наглядности. Так изобразительная наглядность предполагает использование реконструируемых, научно-обоснованных памятников прошлого, воспроизведение в иллюстрациях событий и явлений минувших дней, внешнего облика людей исторической эпохи, домов, орудий труда, повседневной и праздничной одежды, предметов обихода, человека жившего много веков назад, возможно только на основе конкретных зрительных образов, которые невозможно заманить рассказом или описанием учителя; условная наглядность отражает сущность исторических явлений, их динамику, подводит к пониманию исторических закономерностей; использование на уроках истории мультимедийных программ способствует увеличению объема усвоения материала, чем при применении традиционных наглядных средств обучения; при работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания.
Таким образом, наглядность подразумевает не красочное оформление урока, а предмет целенаправленной деятельности на уроке. Для этого учитель должен владеть методическими приемами использования средств наглядности, чтобы научить учеников «читать» тот или иной вид наглядности.
В ходе решения третьей задачи был осуществлен анализ учебно-методического комплекса по истории России для 6 класса. Результаты анализа позволили сделать вывод о нацеленности на формирование исторических представлений о фактах прошлого в ходе изучения истории Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программ и историко-культурного стандарта, а так же учебников, в которых представлен широкий спектр различных видов наглядности.
Таким образом, важным методическим компонентом преподавания истории при формировании представлений о фактах прошлого является использование различных типов наглядности, а также в различных их комбинациях.
5