«Использование рефлексии на уроках русского языка и литературы как один из путей повышения качества образовательного процесса»
Из опыта работы учителя русского языка и литературы ОШ №2 Лукьянчиковой Натальи Викторовны
Анкета учителя
- ФИО Лукьянчикова Наталья Викторовна
- Образование высшее, Ростовский государственный университет
- Специальность «Филолог. Учитель русского языка и литературы»
- Педагогический стаж 12 лет
- Должность учитель русского языка и литературы
- Результаты последней аттестации присвоена квалификационная категория «специалист l категории»
- Претендует на присвоение педагогического звания «старший учитель»
- Тема самообразования «Использование рефлексии на уроках русского языка и литературы как один из путей повышения качества образовательного процесса»
Инновационные технологии, которые использую в работе
компьютерные
тестовые
Технология гуманно-личностного обучения
Технология интенсификации обучения
Игровые технологии
Проблемное обучение
Подходы к организации учебного процесса
Личностно-ориентированный
Деятельностный
Дифференцированный
Компетентностно-ориентированный
Методическая тема «Использование рефлексии на уроках русского языка и литературы как один из главных факторов повышения качества образовательного процесса»
- Рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Особенности рефлексии
- Действие без рефлексии – необдуманность и бестолковость
- Рефлексия без действия – зацикливание на себе
Виды рефлексии
Рефлексия
Содержания материала
Эмоционального состояния
Результатов деятельности
Подведение итогов
Оргмомент
Изучение , закрепление материала
Подведение итогов
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
Рефлексия педагогом деятельности ученика
Рефлексия педагогом своей деятельности
Рефлексия учащимися деятельности педагога
Рефлексия учащимися своей деятельности
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
ЗВУКОВАЯ
ПИСЬМЕННАЯ
СИМВОЛИЧЕСКАЯ
РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОЦЕСС
- 1. Анализ опыта
- 2. Понимание причины возникновения проблем
- 3. Планирование альтернативных способов решения проблем
- 4. Осуществление действий, направленных на получение нового опыта
Главное о рефлексии
- Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии.
- Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований.
- Теоретические основы рефлексии в трудах таких авторов как Столина, С.Ю.Степанова, Г.П.Щедровицкого, И.Н.Семенова и др., так и зарубежных – Дж.Локка, Буземана, и др.
- Рефлексия появляется к 1,5 годам и окончательно формируется к 20;
- Если рефлексию не развивать, она не проявляется
Приемы использования рефлексии на уроках русского языка и литературы
Рефлексия эмоционального состояния
Рефлексия результатов деятельности
Анкета-газета
паровозики
Рефлексия содержания материала
Собери образ
Кто сказал?
Закончи афоризм
Узнай героя
Рефлексия содержания материала
Паспорт произведения
+, - интересно
Анкета героя
Рефлексия результатов деятельности – «Рефлексивный экран»
Сегодня я узнал
Сегодня я научился
На уроке мне понравился вид работы
На уроке меня удивило
На уроке мы повторили
У меня возникли затруднения
Мне нужна помощь по вопросу
Технология "Зарядка"
- Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам.
- Могут быть предложены следующие движения:
- • присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;
- • присесть, немного согнув ноги в коленях, — невысокая оценка, безразличное отношение;
- • обычная поза стоя, руки по швам — удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
- • поднять руки в локтях — хорошая оценка, позитивное отношение;
- • поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.
Технология "Мини-сочинение"
- Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать на отдельных листах бумаги небольшие по объему тексты по окончании урока (внеклассного дела, семинара, игры, четверти, полугодия, учебного года и т.д.) на темы:
- • "Я - в уроке, урок — во мне" ("Я — в семинаре, семинар - во мне" (мое участие, мой вклад в урок, самооценка деятельности; значение урока, семинара для развития учащегося - самооценка);
- • "Мои мысли о своем участии в деле";
- • "Как я оцениваю результаты дела";
- - "Что мне дал этот урок (дело)".
- Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ.
Технология "Рефлексивная мишень"
- На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора.
- В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1-й сектор - оценка содержания; 2-й сектор - оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор — оценка деятельности педагога; 4-й сектор — оценка своей деятельности
- После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.
Упражнение «Оценка приращения знаний »
- Не знал – знаю
- Не умел – умею
- Не было интересно-стало интересно
- Не хотел - хочу
Упражнение «Комплимент другу»
- Я благодарю учителя за_______
- Я благодарю автора за ________
- Я благодарю главного героя за _______
- Я благодарю соседа по парте за _______ Я благодарю свою группу за _________
Диаграмма
Технология "Анкета-газета"
- На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия (учащимся, слушателям и т.д.) предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия (урока, внеклассного дела, игры, семинара и т.д.) в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.
- После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.
ВИДЫ И ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
Рефлексия деятельности
Рефлексия настроения
Рефлексия содержания
Синквейн
«Поделись своим настроением» через фразеологизмы
Таблица «ПОПС»
«Собери образ»
Кластер
Рефлексивное сочинение «Благодарю»
«Путешествие во времени»
«Знаю-Хочу-Умею»
«Лестница
«+» или «-»
Музыкальный фрагмент
«Траектория знаний»
«Заверши фразу»
Видео фрагмент, нестандартное начало урока
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Синквейн по героической поэме «Слово о полку Игореве»
Ярославна
любящая, печальная
Ждет
Тоскует
Взывает
Верная жена
чайка
СИНКВЕЙН ПО ТРАГЕДИИ ЭСХИЛА «ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ»
ПРОМЕТЕЙ
ОТВАЖНЫЙ, ПРОНИЦАТЕЛЬНЫЙ
ПОХИТИЛ, ОТДАЛ, СТРАДАЛ
ОБРАЗЕЦ СЛУЖЕНИЯ ЛЮДЯМ
ПРОГРЕСС
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Игра «Собери образ» по теме
«Образы комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера»
невежество
Журден
жадность
беспринципность
Дорант
лживость
глупость
хитрость
Госпожа Журден
находчивость
простота
остроумие
Комедия «Недоросль»
Прямолинейность
Хитрость и изворотливость
Митрофан
Воспитанность
Образованность
Софья
Желание служить Отечеству
Высокие моральные качества
Милон
Невоспитанность и необразованность
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Игра «Путешествие во времени» по теме
«Роды и направления в литературе»
Модернизм
А.С. Пушкин
Драма
Сентиментализм
В.А. Жуковский
Реализм
Н.М. Карамзин
Лирика
Д.И. Фонвизин
Романтизм
Эпос
Классицизм
М.Е. Салтыков-Щедрин
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Игра «Лестница «+» или «-» по теме
«Образы в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
- Узнайте героя и расположите его на «лестнице «+» или «-» в соответствии с нисходящей градацией. Укажите, какой принцип положен в основу этой градации:
Чацкий
Софья
Молчалин
Хлестова
Горичи
В основе градационного принципа композиционной последовательности - пугающая картина постепенного угасания человеческого в человеке.
Скалозуб
Фамусов
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Игра «Заверши фразу» по теме
«Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
«И золотой мешок, и…»
(метит в генералы)
«Счастливые…»
(часов не наблюдают)
«В мои лета не должно…»
(сметь своё суждение иметь)
«И золотой мешок, и…»
(метит в генералы)
«Чуть свет, и…»
(я у ваших ног)
«Дома новы, а…»
(предрассудки стары)
«Служить бы рад, …»
(прислуживаться тошно)
«Вон из Москвы…»
(сюда я больше не ездок)
РЕФЛЕКСИЯ содержания
Сравнительная таблица по теме
«Античная литература. Древнерусская литература »
Параметры
Античная литература
Время возникновения
Древнерусская литература
Жанры
Эпос
Лирика
Драма
Отличительные особенности
Представители
КЛАСТЕР (ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ)
КЛАСТЕР (ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА)
КЛАСТЕР (АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ)
КЛАСТЕР (ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ)
КЛАСТЕР ПО БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ)
КЛАСТЕР К ДРАМАТИЧЕСКОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ
«Недоросль»
Тема
Композиция
Конфликты
Идея
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ
Игра «Поделись своим настроением через фразеологизмы» по теме
«Ася –типичная «тургеневская девушка»
(по рассказу И.С. Тургенева «Ася»
Моё настроение на уроке отражает фразеологизм «______________», потому что…
«На седьмом небе от счастья»
«работал засучив рукава», хорошо усвоил тему, готов к написанию сочинения
«ума палата» - хорошо знаю текст, критику, усвоил тему, уже написал сочинение
«Считал ворон»
моих знаний «с гулькин нос» - текст читал в сокращении, не знаком со статьёй Добролюбова
«работал спустя рукава», не знаю текст, не читал критику, к сочинению не готов
«Повесил нос»
Возможны свои варианты
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ
Рефлексивное сочинение «Благодарю» по теме
«Образы героической поэмы «Слово о полку Игореве»
Благодарю автора произведения: он показал мне…
Благодарю князя Игоря : на его горьком опыте я научился…
Благодарю князя Святослава; он помог мне понять, что…
Благодарю Ярославну: она олицетворяет лучшие женские черты …
Благодарю неизвестного автора…
Результативность
Активное участие во внеклассной работе
Высокая активность на уроке
Развитие творческих способностей
Высокое качество знаний
Участие в методической работе
Курсы повышения квалификации
Проведение городских семинаров-3
Подготовка участников конкурса «Учитель года»-9
Проведение открытых уроков и мероприятий
Участие в конкурсах педагогического мастерства
Размещение печатных работ
Выступление на педсоветах
Собственный методический сайт
Участие в методической работе на городском уровне