За день до ОГЭ - не потеряй ни балла
Общие советы по распределению времени на экзамене:
Сначала пишем изложение (см. памятку).
Пишем тестовую часть, в КИМах выделяем всё, что нужно . Ответы заносим в ЧЕРНОВИК.
Пишем черновик сочинения. Откладываем.
Возвращаемся к тестам, проверяем полученные ответы и заносим в бланк.
Работаем с сочинением. Перечитываем текст, вносим правки, смотрим на тезис, проверяем структуру аргументов и соответствие вывода. Не усложняем предложения, чтобы не потерять балл на пунктуации. Проверяем слова-паразиты, если есть убираем.
Работаем со словарем – проверяем все слова, в которых сомневаемся.
Следим за временем - за 30 минут до окончания переписываем работу в чистовик. Перечитываем и проверяем окончательно.
Изложение
При первом прослушивании текста: черновик делим на три части для записи
Ваша задача – услышать и выделить микротемы. Вам нужно записать три предложения, которые начинают каждую часть. Это позволит при повторном прослушивании не думать о структуре.
Третью часть можно записывать полностью при первом прослушивании.
5 минут между прослушивания текста тратим на восстановление ключевых слов 1-2 части. Записываем свободно, чтобы можно было дополнить
При повторном прослушивании запоминаем и пишем 1-2 часть подробно и дополняем третью.
Работа с получившимся текстом: сразу после прослушивания записываем, дополняем то, что помним.
Перечитываем получившийся текст, сокращаем. Проверяем текст на ошибки по словарю, слова-паразиты. Не усложняем предложения.
Если уверены, что работу выполнили хорошо. то вносим текст в бланк (не забываем поставить номер задания и четко выделить абзацы!)
Поиск грамматической основы
Помним, грамматическая основа часто находится в отрезке, ограниченным запятыми. Но помним о сложных предложениях структуры [ ( ) ] .
Помни, что к ПГС относят сложное будущее время, повелительное наклонение глагола, фразеологизм.
Лучше не смотреть на варианты, а самому выделить основы. Результаты сравнить с вариантами.
Выбор вариантов
Смотрим, чтобы ответы задания 3 не противоречили ответам заданию 2 . Если оно есть, то у вас ошибка.
Например,
В воздухе пахнет сиренью.
Грамм. Основа – пахнет.
В 3 задании утверждается, что предложение простое двусоставное.
Установление соответствия
Перечитываем все задания, начинаем с самого простого.
Выполняем задания на поиск тире или двоеточия
Причастные и деепричастные обороты оставляем под конец.
Постановка знаков препинания
Кавычки (помним, что это парный знак)
- ищем названия книг, произведений, предприятий но, помним о том, что географические названия пишутся БЕЗ кавычек.
- ищем прямую речь
- ищем термины.
Тире:
- ищем подлежащее и сказуемое, выраженное сущ в Ип., или инфинитивами (между ними можно поставить слово «это»)
- ищем ряд однородных членов и обобщающее слово.
- ищем неполные предложения
- ищем прямую речь П, - а
- 2 часть предложение представляет собой результат, следствие или резкое противопоставление.
Двоеточие:
Ищем обобщающее слово, за которым идут однородные члены (перечисление)
Ищем прямую речь А:П
Если вторая часть предложения поясняет первую.
Запятая:
Подчеркиваем грамматические основы, определяем количество простых предложений, определяем их границы. Ставим запятые.
Перечитываем текст – если видим цифры, которые стоят на месте других знаков, проставляем их
Далее проверяем союзы
А, но
Подчинительные союзы что, потому что, когда, если
Союз и (ищем повторяющиеся, на границе простых предложений) Расставляем знаки.
Ищем обращения, уточнения, однородные члены – ставим знаки.
Проверяем оставшиеся цифры - ищем причастные и деепричастные обороты.
Орфография
Всегда выделяем морфемы! Начинаем выполнять с самых простых правил для себя.
В существительных обращаем внимания на омонимичные корни.
Кос- кас (коснулся руки – корень с чередованием, косит траву, русая коса – с проверяемой гласной) Мер- мир ( Замерло, умирает – с чередованием (т.к. значение «остановки движения, жизни»), снять мерку – проверяемая гласная (значение – измерять), примирять друзей – проверяемая гласная (от слова мир)
- помним, что в повелительном наклонении нет окончания И)
3. в прилагательном с Н/НН всегда смотрим, от чего оно образовано.
4. при определении глагольных форм деепричастия и причастия всегда задаем двойные вопросы.
Впиши правильную букву
Проверяем слова по словарям!!!
При проверке окончаний прилагательных смотрим на то, к какому слову относится прилагательное! Помни про соответствие рода, числа и падежа.
Задания на нормы языка
Словосочетание
Определяем главное слово, его не меняем.
Согл. в упр. (прилагательное меняем на сущствительное)
Упр. в согл. (существительное на прилагательное)
Упр. в прим. (меняем существительное на наречие, деепричастие или инфинитив)
Прим. в упр. (меняем наречие, деепричастие или инфинитив на существительное)
Сложные случаи
Дно колодца (управление) —(согласование) колодезное дно
Палуба корабля (управление) — (согласование) корабельная палуба
Командир полка (управление) — (согласование) полковой командир
Удар сабли (управление) – (согласование) сабельный удар
Надрывно ревела (примыкание) — (управление) ревела с надрывом
Суконное одеяло (согласование) — (управление) одеяло из сукна
Кружевной шарф (согласование) — (управление) шарф из кружева
Дом из бревен (управление) — (согласование) бревенчатый дом
ремонт по гарантии (управление) – гарантийный ремонт
Колосья ржи (управление) — (согласование) ржаные колосья
Зал для зрителей (управление) – (согласование) – зрительный зал
Грива коня (управление) – (согласование) конская грива
Хожу на плавание (управление) – (примыкание) хожу плавать
Плаванье во льдах (управление) – (согласование) ледовое плаванье
Радости щенков (управление) – щенячьи радости (согласование)
t.me/proyazyk1