ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ»
Рассмотрено: руководитель МО _________/Мельникова О.С./ Протокол №____ от «__»________20___г. | Согласовано: зам. руководителя по УВР _________/Кондитерова С.А./ от «__»________20____г. | Утверждено: Руководитель ОО _________/Кудряшова О.А./ Приказ № ____ от «__»________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики. Цепочки»
УМК «Перспективная начальная школа»
начальное общее образование, 2 б класс
34 часа
Программу составил(а):
Уварова Наталья Андреевна
ФИО педагогического работника
_________________________
квалификационная категория
МОСКВА,
2017 год
Пояснительная записка
Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р, изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Указанные идеи определяют актуальность предлагаемого курса внеурочной деятельности, который расширяет спектр математической активности (занятий) обучающихся за пределами урока в ходе выполнения логических и арифметических задач, обеспечивает математическое просвещение младших школьников и популяризацию математики во внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики», в соответствии с ФГОС в качестве приоритетной задачи развития личности школьника определяет общеинтеллектуальное направление.
Программа связана с предметной областью учебного плана «Математика и информатика».
Цель программы — обеспечить в ходе внеурочной деятельности овладение обучающимися 2–4 классов логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Содержательной основной программы являются пособия (тетради для внеурочной деятельности) для 2–4 классов, выпущенные в издательстве «Академкнига/Учебник»:
Чекин А.Л. Математика. Цепочки. 2 класс;
Чекин А.Л. Математика. Совокупности элементов. 3 класс;
Чекин А.Л. Математика. От аршина и ярда к метру. 4 класс.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Основная идея программы внеурочной деятельности заключается в организации совместной деятельности (коллективной, групповой, индивидуальной) педагогов и обучающихся за пределами уроков (во внеурочной деятельности, при подготовке к олимпиадам и конкурсам, в системе дополнительного образования) на основе содержания тетрадей для внеурочной деятельности: «Цепочки» (2 класс), «Совокупности элементов» (3 класс), «От аршина и ярда к метру» (4 класс).
Форма организации: совместная деятельность обучающихся и взрослых (педагогов, родителей, других заинтересованных участников образовательных отношений) в ходе освоения тетрадей для внеурочной деятельности (курс, кружок, факультатив).
Виды внеурочной деятельности: выполнение задач и заданий, исследовательских проектов и совместное обсуждение полученных результатов; раскрашивание рисунков в соответствии с определенной логикой выполнения математических заданий.
Каждый раздел курса содержит необходимый теоретический материал, предваряющий выполнение практических заданий.
Освоение программы внеурочной деятельности начинается с раздела «цепочки» (2 класс).
Обучающиеся вместе с педагогом на вводном занятии обсуждают общие представления о цепочках, используя понятия: начало и конец, элементы цепочки и их расположение, длина цепочки, равные цепочки и др.
Далее последовательно рассматриваются темы: «Собираем пирамидки», «Составляем гирлянды», «Цепочки букв», «Цепочки цифр», «Цепочки слов», «Цепочки команд».
По усмотрению учителя после изучения отдельных тем или после освоения данного раздела курса обучающиеся выполняют заключительную групповую работу.
В 3 классе предусматривается освоение раздела «совокупности элементов».
На вводном занятии обсуждаются понятия: система элементов, или совокупность, мешки, сумма и объединение двух мешков, пересечение и др.
Далее рассматриваются темы: «Одинаковые и разные элементы», «Мешки», «Одинаковые мешки», «Операции над мешками», «Множества», «Объединение и пересечение множеств».
Заключительная часть освоения раздела включает направления групповой проектно-исследовательской деятельности по изучению совокупностей элементов из мира математики и окружающей действительности.
Завершает освоение курса раздел «От аршина и ярда к метру» (4 класс).
Освоение раздела начинается с изучения истории и географии «метра» — базовой единицы длины. Обучающиеся готовят сообщения и презентации по этой теме.
Затем рассматриваются темы:
— связанные с изучением, измерением, откладыванием старинных русских единиц длины, их переводом и выполнением задач;
— предусматривающие знакомство с английскими мерами (единицами) длины, их измерением, откладыванием, переводом, сравнением, решением задач.
Проектная деятельность предусматривает выполнение задания, связанного с измерением высоты отдельно стоящих объектов.
.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане образовательной организации
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на три года обучения. Курс изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю — по 34 часа, всего — 102 часа.
Количество:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса)
Личностные результаты освоения курса «За страницами учебника математики», в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения курса предусматривают:
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение основами логического, алгоритмического и
комбинаторного мышления, пространственного воображения
и математической речи;
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Предметные результаты:
-выделять существенные признаки предметов;
-обобщать, делать несложные выводы;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание учебного предмета (курса), количество часов.
№ | Тема | Количество часов |
| вводный урок | 1 |
| собираем пирамидки | 3 |
| составляем гирлянды | 4 |
| цепочки букв | 6 |
| цепочки цифр (номер, шифр, код) | 5 |
| цепочки слов | 3 |
| цепочки команд | 7 |
| цепочки чисел | 3 |
| заключительная групповая работа - шифрование | 2 |
| ИТОГО | 34 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Учебники
№ | Автор, название | Год издания | Класс | Наличие электронного приложения |
-
| Чекин А.Л. Математика. Цепочки 2кл. : тетрадь для внеурочной деятельности /А.Л. Чекин. – М. Академкнига /учебник, 2017 – 32 с. | 2017 | 2 | - |
Учебно-методические пособия
№ | Автор, название | Год издания | Класс | Наличие электронного приложения |
-
| | | | |
Электронные образовательные ресурсы, применяемые при изучении предмета (курса)
№ | Название ресурса (автор, ссылка на Интернет-ресурс) | Темы, в изучении которых применяется ресурс | Класс |
-
| | | |
Материально-техническое обеспечение
Учебное оборудование
№ | Название учебного оборудования | Темы, в изучении которых применяется оборудование | Класс |
-
| демонстрационный материал | | 2 |
-
| секундомер | | 2 |
-
| цветные карандаши | | 2 |
Компьютерная техника и интерактивное оборудование
№ | Название учебного оборудования | Темы, в изучении которых применяется оборудование | Класс |
-
| Интерактивная доска SMART | | 2 |
-
| компьютер | | 2 |
-
| принтер | | 2 |
Календарно-тематические планирование
по курсу внеурочной деятельности «За страницами учебника математики. Цепочки»
2017-2018 уч. год 2б, Уварова Н.А.
№ п/п | Тема | кол-во часов | Дата план | Дата факт | Формируемые УУД |
1 | вводный урок | 1 | 6.09 | | Личностные УУД: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д. Познавательные УУД: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение основами логического, алгоритмического и комбинаторного мышления, пространственного воображения и математической речи; использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. Предметные результаты: обобщать, делать несложные выводы; определять последовательность; выявлять закономерности и проводить аналогии. |
2-4 | собираем пирамидки | 3 | 13.09 20.09 27.09 | |
5-8 | составляем гирлянды | 4 | 4.10 11.10 18.10 25.10 | |
9-14 | цепочки букв | 6 | 8.11 15.11 22.11 29.11 6.12 13.12 | |
15-19 | цепочки цифр (номер, шифр, код) | 5 | 20.12 27.12 10.01 17.01 24.01 | |
20-22 | цепочки слов | 3 | 31.01 7.02 21.02 | |
23-28 | цепочки команд | 6 | 28.02 7.03 14.03 21.03 4.04 11.04 | |
29-31 | цепочки чисел | 3 | 18.0425.04 16.05 | |
32 | заключительная групповая работа - шифрование | 1 | 24.05 | |
6