ГРОМКО ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК
НАЧИНАЕТСЯ УРОК
- Какой сегодня день: хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было светло и спокойно? Надо улыбнуться. Пожелайте друг другу удачной работы пожмите друг другу руки.
Сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте их улыбками…поделитесь отличным настроением
Беседа:
- Творчество какого писателя мы изучали с вами на прошлом уроке? (А.С. Пушкина)
- С какими его произведениями познакомились? (стихотворениями и сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- В чём отличие сказок А.С. Пушкина от других сказок? (они написаны в стихотворной форме)
- А сегодня на уроке знакомство с произведением ещё одного замечательного писателя. Он писал свои произведения тоже в стихотворной форме, но это и не стихотворения и не сказки.
- Если вы отгадаете зашифрованное слово, то узнаете, какие произведения писал этот автор.
Давайте сформулируем цель нашего урока. (познакомиться с отдельным жанром литературы -басней , ее автором, научиться находить мораль басни, учиться читать басню правильно, выразительно) Главное- узнаем так что же прячется за строками БАСНИ!
(Слайд 3)
Кто написал басню….предположите….верно, БАСНОПИСЕЦ
Давайте послушаем разговор двух баснописцев
Знакомство с жанром басни.
Инсценировка«Разговор баснописцев»
Стегачев: Здравствуйте, Иван Андреевич.
Даня: Здравствуйте.
Стегачев: Как поживаете?
Даня: Хорошо. Вот думаю, как в своём произведении людские недостатки высмеять, чтобы люди умнее стали, да их обидеть боюсь.
Стегачев: Так пусть вместо людей у Вас животные героями будут.
Даня :Хорошая мысль. Так и сделаю
А поучение-главную мысль басни- назову моралью. Пусть люди читают, думают и лучше становятся.
Стегачев: И то верно!
Учитель: Что вы узнали из разговора о жанре «басня»?
Дети: Вместо людей героями являются животные. Есть мораль...
Выделите главное из разговора
Пусть люди читают, думают и лучше становятся.
Познакомимся с биографией Ивана Андреевич
Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома.
А позже довелось ему учиться «из милости» (ЖАЛОСТИ). У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным предметам: русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.
Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была не богата, а теперь лишилась последних средств к существованию.
В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Он переписывал бумаги, разносил пакеты и потихоньку читал книги, которые остались от отца.
ПРОДОЛЖИМ наше знакомство РАБОтой ПО УЧЕБНИКУ на стр.92
- Что нужно для того, чтобы писать хорошие басни?
Надо быть очень трудолюбивым человеком.
- Сколько черновых строк было к басне «Кукушка и Петух»?
Около двухсот строк.
- Сколько строк в ней?
21 строка.
- Чем занимался всю жизнь И. А. Крылов?
Работал и учился.
- Когда он начал работать?
В 11 лет.
- Когда он начал изучать греческий язык?
В 50 лет. И за 2 года овладел им в совершенстве.
- Сегодня мы будем читать басню,
Что такое басня обратимся к Толковому словарю, где обьясняется лексическое значение слова
Басни –это короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.
В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
а, чтобы узнать, как она называется прочитайте эту строчку справа налево.
АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, рак и щука)
- Эта басня была написана в 1814 году. Только вдумайтесь 210 лет назад.
2. Знакомство с басней (аудио запись). (Слайд 9)
- Сейчас вы прослушаете аудио запись басни «Лебедь, рак и щука».
Немого отдохнем
ФИЗМИНУТКА
Физкультминутка
Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Понравилась ли вам басня?
Что заставило вас улыбнуться?
Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Все живут в воде, должны бы быть друзьями.)
ЧТЕНИЕ басни 2 человека!
- Есть ли незнакомые слова? Как вы понимаете смысл этих слов:
Дело на лад – налаживается.
Воз – деревянная повозка для лошадей.
Поклажа – багаж.
Впряглись – вместо лошадей.
Из кожи вон – очень стараются.
И ныне там – на том же месте.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ!!!!
Найдите мораль басни
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука».
Обратите внимание на представленную пословицу, определите ее смысл
ДРУЖНО не грузно, а врозь хоть брось!(как вы ее понимаете?) Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)
Молодцы!
Я вижу что вы подготовили читательские дневники …Мы не нарушаем традиции класса и каждую неделю делимся прочитанным произведением!
Как вы думаете, а могла бы история рассказанная Крыловым произойти в наши дни и не только в наши….
Давайте посмотрим и послушаем!
Сценка девочек
Основной смысл?
«Собери букет».
- Ребята, как вы думаете, что необходимо для дружного сотрудничества? Напишите свои мысли на цветочке, который лежит у вас на парте (взаимопонимание, поддержка, умение договориться)
- Посмотрите на доске изображена ваза, с одним цветком. Мы можем сказать, что в вазе стоит красивый, пышный букет? Почему? (потому, что 1 цветок – это не букет)
- Давайте украсим нашу вазу цветами, на которых вы написали, что необходимо для дружного сотрудничества.
(Дети выходят по одному к доске, приклеивают цветы)
- Посмотрите какой получился красивый букет с вашими советами.
- Молодцы!
X. Подведение итога урока.
Беседа:
- Кем был Иван Андреевич Крылов? (баснописцем)
- Скажите, кто и что делал:
Лебедь (рвался в облака)
Рак (пятился назад)
Щука (тянула в воду)
- Верно ли, что автор своих героев наделил характерами людей? (да)
Покажите открытую ромашку те, у кого все получилось, полуоткрытую у кого не все получилось или он что -то не понял, не справился
д/з выучить басню наизусть!
Отличная работа перечисляю детей….
Благодарю за урок!