Учебная дисциплина: Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста.(1ч)
Тема урока: Заболевания детского организма. Профилактика заболеваний детского организма
Тип урока: КУ
Цель занятия: Изучить основные профилактические меры по снижению заболеваемости в детском возрасте; развить представление о специфике детских заболеваний. Ознакомить с профилактикой инфекционных болезней.
Ход занятия
Организационный момент
Формулирование целей и задач урока
Актуализация знаний по теме
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
5.Закрепление материала
6.Задание на дом. Сообщение «Виды закаливания»
3. Актуализация знаний по теме
? привести примеры детских болезней
? педиатрия это…
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
4.1. Понятие детские болезни
4.2. классификация болезней
4.3. Детские инфекционные заболевания: причины
4.4. Иммунитет ребенка
4.5. вакцинация и закаливание
5. Закрепление материала
?
?
?
5.1.Рефлексия.
Материал к занятию
Детские болезни отнесены в отдельную группу заболеваний, впервые возникающих в возрасте от рождения до 14 лет. Лишь в исключительных случаях при отсутствии прививок ребенок может их избежать. Однако данный возрастной порог не является гарантией того, что эти инфекции не настигнут человека во взрослой жизни.
Детские инфекционные заболевания: причины
Самой основной причиной инфекционных заболеваний у детей является их контакт с инфицированным человеком. Путь заражения, как правило, воздушно-капельный. Причем заразно все: слюна, распространяющая при кашле и даже при разговоре, бронхиальная и носоглоточная слизь - все это является угрозой заражения ребенка.
Детские инфекционные заболевания: классификация
Существует несколько классификаций инфекционных заболеваний у детей, Эта группа патологий делится на:
1. Инфекционные болезни кишечника у детей.
Характеризуется локализацией чужеродных агентов в кишечнике ребенка. К этому виду патологий относятся: полиомиелит, эшерихиоз, дизентерия, сальмонеллез, ботулизм...
2. Инфекционные заболевания дыхательных путей у детей.
Характеризуются локализацией чужеродных агентов в органах дыхания (бронхах, трахеи, гортани, легких...). Это такие заболевания, как скарлатина, ангина, грипп, ОРВИ...
3. Инфекционные заболевания крови у детей.
Эти болезни передаются с помощью насекомых (трансмиссионным путем) и возбудители в этом случае находятся в крови. К таким болезням относятся: арбовирусные энцефалиты, риккетсиозы, туляремия...
4. Инфекционные заболевания наружных покровов у детей.
К ним относятся: бешенство, столбняк, трахома...
Иммунитет ребенка формируется в 5 этапов. Самыми серьезными являются 1 и 2 этапы, которые длятся до 1.5 лет. Именно в этот момент ребенка "защищают" только материнские антитела, которые потом исчезают. Именно в этот момент необходимо особое внимание уделять гигиене ребенка.
Начиная с 2-ух лет, у детей начинается бурное формирование механизмов иммунитета, которое продолжается, практически, до 16-тилетнего возраста.
Исходя из сказанного можно сделать простой вывод: причины детских инфекционных заболеваний в заключаются в еще слабой иммунной системе ребенка, в том, что она только формирует свои механизмы действия.
С другой стороны, нужно понимать, что если ребенок будет расти в стерильных условиях, то у него никогда не будет сильного иммунитета, ведь иммунная система формируется только под воздействием внешних факторов, она "учится" давать отпор внешним чужеродным элементам только при столкновении с ними - таковы неписаные законы природы, и именно на этом факте базируется основная цель вакцинации - выработка искусственного иммунитета при введении в организм какого-либо возбудителя.
Новый календарь устанавливает проведение прививок против:
— вирусного гепатита В – в первые 12 часов жизни, а также детям в возрасте 2, 3, 4 месяцев;
— туберкулеза – на 3-5-й день жизни;
— пневмококковой инфекции – детям в возрасте 2, 4 и 12 месяцев при иммунодефицитных состояниях, рецидивирующих острых гнойных отитах, пневмониях, сахарном диабете;
— дифтерии, столбняка, коклюша, гемофильной инфекции – детям в возрасте 2, 3 ,4 месяцев;
— гемофильной инфекции – детям до 5 лет при наличии определенных условий;
— дифтерии, столбняка, коклюша – дети до 18 месяцев;
— полиомиелита – детям в возрасте 2, 3, 4 месяцев и 7 лет;
— кори, эпидемического паротита, краснухе – детям в возрасте 12 месяцев и 6 лет;
— дифтерии и столбняка – в возрасте 6, 16, 26 лет и каждые последующие 10 лет до возраста 66 лет;
— гриппа – детям в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, детям старше 3 лет и взрослым с хроническими заболеваниями, взрослым старше 65 лет, беременным, медработникам, фармацевтам и некоторым другим категориям лиц.
закаливание – это процесс формирования соответствующих вегетативных условных рефлексов. Закаливание -воспитание организма способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Как показали исследования, закаленные люди в 1,5-3 раза меньше болеют, чем население в целом.
В процессе закаливания организм подвергается следующим изменениям:
•улучшается работа нервной и эндокринной систем (возбудимый становится спокойнее, инертный - бодрее);
•активизируются обменные процессы - кровообращение, дыхание, состав крови и т.д.
•повышается работоспособность и выносливость;
•сон становится спокойнее и глубже;
•повышаются устойчивость к метеорологическим факторам и сопротивляемость различным заболеваниям.