СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Забытое слово "Этикет"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать воспитанию хороших манер и культуры общения у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Забытое слово "Этикет"»

Сценарий внеклассного мероприятия

«Забытое слово «Этикет»



Цель: Через мероприятие стимулировать у младших школьников интерес к определенным видам этикета, через викторины и игры показать практическое применение полученных знаний, а так же способствовать воспитанию хороших манер и культуры общения у младших школьников.

Задачи:

- объяснить младшим школьникам что такое этикет и почему нужно соблюдать правила этикета;

- донести до детей новую информацию о правилах этикета;

- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;

- показать практическое применение полученных знаний.

План классного часа:

1. Интерактивная беседа

2. Что такое этикет?

3. Зачем быть вежливым?

4. Основные правила этикета

5. Конкурсы, викторины

Ход классного часа.

1.Интерактивная беседа.

Ведущий.

- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.

За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, за ней ухаживают.

Плоды у дикой груши мелкие, невкусные, а у культурной - плоды крупные, сочные.

Ведущий.

- Люди тоже бывают дикие и культурные. В чём отличие одних от других?

Примерные ответы детей:

Дикие не умеют себя вести, хамят, грубят, а культурные ведут себя культурно, вежливо, за них не стыдно

Ведущий.

- Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Ведущий.

- Дикой груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему можно привить?

Примерные ответы детей:

Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

Можно привить правила поведения, хорошие манеры.

Можно привить хорошие навыки, привычки.

Ведущий.

- Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным, воспитанным.

Ведущий.

- Что значит, быть культурным человеком?

Примерные ответы детей:

Это значит, соблюдать правила этикета, правила культурного поведения.

Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить и своих родителей.

Ведущий.

- Я с вами совершенно согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

Примерные ответы детей:

Человека невоспитанного, необразованного, невежливого, некультурного.

Того, который ничему не учился.

Того, которого никто не уважает.

Ведущий.

- Действительно. Обтесать бревно или камень – значит, сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный – значит, необработанный. А в переносном значении, неотесанный, значит, невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в толковом словаре Даля.

Ведущий.

- Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно

Ведущий.

- Итак, культурный человек – это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет.

слайды….



Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)

В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.

«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»

- А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте!)

То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.

(Ведущий читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)

Ведущий. Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем?

(Дети высказывают предположения.)

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее».



Ведущий.

— Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть мини сценку, которая называется «Почему обиделась мама?». (Выходят две ученицы и ведут диалог по игрушечному телефону).

Маша: Алло, Катя, это ты?

Мама: Нет, это не Катя. А кто ее спрашивает?

Маша: Да, так, знакомая. А где Катя?

Мама: Ее нет дома. Что ей передать?

Маша: Вот блин, обещала меня подождать, а сама куда – то слиняла!

Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.

Ведущий.

— Ребята, как вы думаете, так почему обиделась мама? Давайте попробуем исправить ошибки разговора.

После обсуждения эти же ученицы ведут диалог (правильный).

Мама: Алло, слушаю вас.

Маша: Здравствуйте, вам звонить Катина одноклассница Маша.

Мама: Здравствуйте. Слушаю вас.

Маша: А Катя дома?

Мама: Кати нет дома. Что ей предать?

Маша: Срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Я могу вам перезвонить?

Мама: Да. Позвоните часа через два. Я передам, что вы ей звонили.

Маша: Спасибо. До свидания.

Мама: До свидания.

Беседа о том, почему не состоялся разговор между мамой и Машей? (Не были соблюдены правила речевого общения.)

Вывод: общение по телефону — это тоже искусство, которому надо учиться.

— Сегодня мы поговорим о правилах телефонного общения.

— Поднимите руки, у кого есть телефон.

— Часто ли вы пользуетесь им?

— В каких ситуациях вы звоните по телефону?

— Итак, телефон активно входит жизнь, занимает большое место в общении людей. Но все ли умеют использовать это удобное средство? Знаем ли мы, как вести беседу по телефону? Этому мы будем учиться сегодня.

— А сейчас я вам предлагаю разыграть несколько телефонных разговоров, касающихся различных ситуаций. (Ребятам раздаются листочки, на которых написаны ситуации).

Ситуация №1.

Вы позвонили своему однокласснику, чтобы поздравить его с Днем рождения, а трубку взяла мама.

Ситуация №2.

Вы позвонили своему другу Сергею, чтобы узнать домашнее задание.

Ситуация №3.

Чтобы мама не переживала, Вам нужно предупредить её о том, что вы задержитесь в школе,

Ситуация №4.

Вы хотите пригласить свою подругу Катю в гости, позвонив ей. Трубку взял папа и сказал, что Кати нет дома.

Ситуация №5.

Вы позвонили своей подруге, чтобы пригласить ее в гости, но сегодня она не может к вам прийти.

После разыгранных ситуаций, вместе с учащимися формулируем основные правила пользования телефоном



2. «Когда в товарищах согласья нет...»

Ведущий. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».

- Права ли девочка?

(Дети высказываются.)

Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.

- На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)

- Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)

- В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?

(Дети высказываются.)

- Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)

Послушайте вот какую историю. (Читает рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)

Слава и Витя сидели на одной парте.

Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.

- У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, - сказал Витя.

- Не Рекс, а Кекс, - поправил его Слава.

- Нет, Рекс!

- Нет, Кекс!

Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.

- Значит, нам не из-за чего ссориться! - обрадовался Слава.

- Конечно, не из-за чего, - согласился Витя.

Оба мальчика снова уселись на одну парту.

- Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..

Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»

- Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? («Уступайте друг другу».)

3. «Встречают по одежке...».

Ведущий. Продолжаем конкурс знатоков этикета. Приз за правильный ответ - сердечко.

1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).

3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).

4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).

Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.

5.Синквейн

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему этикет.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

6. Заключительное слово.

Ведущий. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением.



Рефлексия:

- Ребята, что нового узнали вы сегодня, общаясь друг с другом?

-Какой самый яркий момент вам запомнился?

- Как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?

-Что вы понимаете в выражении «Культурный человек»?