Сценарий внеклассного мероприятия
«Забытое слово «Этикет»
Цель: Через мероприятие стимулировать у младших школьников интерес к определенным видам этикета, через викторины и игры показать практическое применение полученных знаний, а так же способствовать воспитанию хороших манер и культуры общения у младших школьников.
Задачи:
- объяснить младшим школьникам что такое этикет и почему нужно соблюдать правила этикета;
- донести до детей новую информацию о правилах этикета;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;
- показать практическое применение полученных знаний.
План классного часа:
1. Интерактивная беседа
2. Что такое этикет?
3. Зачем быть вежливым?
4. Основные правила этикета
5. Конкурсы, викторины
Ход классного часа.
1.Интерактивная беседа.
Ведущий.
- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы детей:
– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, за ней ухаживают.
– Плоды у дикой груши мелкие, невкусные, а у культурной - плоды крупные, сочные.
Ведущий.
- Люди тоже бывают дикие и культурные. В чём отличие одних от других?
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, хамят, грубят, а культурные ведут себя культурно, вежливо, за них не стыдно
Ведущий.
- Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Ведущий.
- Дикой груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему можно привить?
Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила поведения, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
Ведущий.
- Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным, воспитанным.
Ведущий.
- Что значит, быть культурным человеком?
Примерные ответы детей:
– Это значит, соблюдать правила этикета, правила культурного поведения.
– Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить и своих родителей.
Ведущий.
- Я с вами совершенно согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?
Примерные ответы детей:
– Человека невоспитанного, необразованного, невежливого, некультурного.
– Того, который ничему не учился.
– Того, которого никто не уважает.
Ведущий.
- Действительно. Обтесать бревно или камень – значит, сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный – значит, необработанный. А в переносном значении, неотесанный, значит, невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в толковом словаре Даля.
Ведущий.
- Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно
Ведущий.
- Итак, культурный человек – это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет.
слайды….
Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)
В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.
«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»
- А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте!)
То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.
Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.
(Ведущий читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)
1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)
5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)
Ведущий. Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем?
(Дети высказывают предположения.)
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее».
Ведущий.
— Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть мини сценку, которая называется «Почему обиделась мама?». (Выходят две ученицы и ведут диалог по игрушечному телефону).
Маша: Алло, Катя, это ты?
Мама: Нет, это не Катя. А кто ее спрашивает?
Маша: Да, так, знакомая. А где Катя?
Мама: Ее нет дома. Что ей передать?
Маша: Вот блин, обещала меня подождать, а сама куда – то слиняла!
Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.
Ведущий.
— Ребята, как вы думаете, так почему обиделась мама? Давайте попробуем исправить ошибки разговора.
После обсуждения эти же ученицы ведут диалог (правильный).
Мама: Алло, слушаю вас.
Маша: Здравствуйте, вам звонить Катина одноклассница Маша.
Мама: Здравствуйте. Слушаю вас.
Маша: А Катя дома?
Мама: Кати нет дома. Что ей предать?
Маша: Срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Я могу вам перезвонить?
Мама: Да. Позвоните часа через два. Я передам, что вы ей звонили.
Маша: Спасибо. До свидания.
Мама: До свидания.
Беседа о том, почему не состоялся разговор между мамой и Машей? (Не были соблюдены правила речевого общения.)
Вывод: общение по телефону — это тоже искусство, которому надо учиться.
— Сегодня мы поговорим о правилах телефонного общения.
— Поднимите руки, у кого есть телефон.
— Часто ли вы пользуетесь им?
— В каких ситуациях вы звоните по телефону?
— Итак, телефон активно входит жизнь, занимает большое место в общении людей. Но все ли умеют использовать это удобное средство? Знаем ли мы, как вести беседу по телефону? Этому мы будем учиться сегодня.
— А сейчас я вам предлагаю разыграть несколько телефонных разговоров, касающихся различных ситуаций. (Ребятам раздаются листочки, на которых написаны ситуации).
Ситуация №1.
Вы позвонили своему однокласснику, чтобы поздравить его с Днем рождения, а трубку взяла мама.
Ситуация №2.
Вы позвонили своему другу Сергею, чтобы узнать домашнее задание.
Ситуация №3.
Чтобы мама не переживала, Вам нужно предупредить её о том, что вы задержитесь в школе,
Ситуация №4.
Вы хотите пригласить свою подругу Катю в гости, позвонив ей. Трубку взял папа и сказал, что Кати нет дома.
Ситуация №5.
Вы позвонили своей подруге, чтобы пригласить ее в гости, но сегодня она не может к вам прийти.
После разыгранных ситуаций, вместе с учащимися формулируем основные правила пользования телефоном
2. «Когда в товарищах согласья нет...»
Ведущий. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».
- Права ли девочка?
(Дети высказываются.)
Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.
- На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)
- Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)
- В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?
(Дети высказываются.)
- Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)
Послушайте вот какую историю. (Читает рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.
- У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, - сказал Витя.
- Не Рекс, а Кекс, - поправил его Слава.
- Нет, Рекс!
- Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
- Значит, нам не из-за чего ссориться! - обрадовался Слава.
- Конечно, не из-за чего, - согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
- Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..
Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»
- Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? («Уступайте друг другу».)
3. «Встречают по одежке...».
Ведущий. Продолжаем конкурс знатоков этикета. Приз за правильный ответ - сердечко.
1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)
2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).
4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).
Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.
5.Синквейн
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему этикет.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
6. Заключительное слово.
Ведущий. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением.
Рефлексия:
- Ребята, что нового узнали вы сегодня, общаясь друг с другом?
-Какой самый яркий момент вам запомнился?
- Как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?
-Что вы понимаете в выражении «Культурный человек»?