СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачем логопед настаивает на записи неврологу?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зачем логопед настаивает на записи неврологу?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребенка – детский сад №118 «Золотой ключик»













«Проблемы развития речи: зачем логопед настаивает на записи неврологу?»













Подготовила

учитель-логопед

Валова Анна Владимировна









г. Краснодар 2024

Проблемы развития речи: зачем логопед настаивает на записи неврологу?

Многих родителей удивляет, а порой и пугает, когда в процессе занятий по развитию речи логопед предлагает пройти неврологическое обследование. Это действительно может вызывать опасения, казалось бы, при чем тут развитие речи или работа над произношением звуков и запись к неврологу? Тем не менее, эти вопросы могут быть взаимосвязаны, и отказываться или бояться консультации у детского специалиста не стоит, не надо избегать записи к неврологу (это легко осуществить по телефону, через интернет). Консультация врача поможет понять, есть ли у детей особенности развития, которые мешают освоить речевые навыки, и как их скорректировать. Более того, некоторые неврологические нарушения влияют не только на речь, но и на самочувствие ребёнка. Рассказываю, каким образом связаны логопедия и детская неврология.

Почему логопед может отправлять детей к другим специалистам?

Хотя логопедия — отрасль не медицины, а педагогики, но с медициной логопедия связано очень тесно. Нарушения и особенности нервной системы могут влиять на механизм развития речи, вызывать дефекты звукопроизношения, формирования речевых навыков и т. д. Поэтому запись к неврологу для диагностики и последующей коррекции речевых недостатков может быть необходима. Логопед может также направить ребёнка к стоматологу для исправления длины уздечки, особенностей прикуса, мешающих формированию звуков, советовать консультацию психиатра, занятия с психологом, дефектологом, так как развитие речи и в особенности его нарушения могут указывать на разные нарушения как медицинского, так и психологического характера. В некоторых случаях могут быть рекомендованы комбинированные консультации, например, психиатра и генетика (при подозрении на хромосомные нарушения), невролога и ортопеда (при вероятности недостаточного кровоснабжения мозга из-за сдавления шейных артерий) и т. д.

Совместная работа родителей и специалистов поможет быстрее и эффективнее исправлять дисфункции.

При каких расстройствах развития речи нужен невролог?



Развитие речи может проходить с нарушениями, как незначительными, с которыми дети справляются сами или при помощи логопеда, так и выраженными. Запись к неврологу необходима при подозрении на следующие расстройства речи у ребёнка:

дизартрию, которая выражается невнятной, «смазанной» речью, родители часто жалуются, что у ребёнка «каша во рту». Во многих случаях дизартрия проявляется в стертой форме и является следствием внутриутробного кислородного голодания или гипоксии в родах. Причина ошибок звукопроизношения и интонационных искажений — в нарушении связи между головным мозгом и артикуляционными мышцами, которая сложно корректируется одними только логопедическими упражнениями, или не корректируется вовсе;

алалия или (по современной международной классификации) «дисфазия развития» проявляется как следствие системного недоразвития речи из-за недостаточного уровня развития речевых центров в коре головного мозга. Причины алалии могут быть врожденными или приобретенными из-за болезней в доречевом периоде;

афазия, частичная или полная утрата речи из-за локального поражения речевых зон. В отличие от алалии, при которой сохранено понимание обращенной речи, при афазии понимание также утрачивается. Патология выражается в распаде уже утраченных речевых навыков, поэтому с подозрением на подобный диагноз рекомендуется запись к неврологу не ранее 3-4 лет ребёнка.

Зачем нужна запись к неврологу?



Зачем не стоит пренебрегать записью к неврологу? Есть ряд причин, которые помогут сохранить нервы, время и финансы родителей и помочь детям.

Не упустить важный период развития

Нередко взрослые затрачивают массу сил, времени, финансов, нагружая детей разнообразными развивающими занятиями, а прогресс небольшой или отсутствует полностью. В таких случаях важно остановиться, не тратить драгоценное время, период, когда дети нуждаются в комплексной коррекции, помощи логопеда и выполнения назначений по итогам записи к неврологу и диагностики причин.

Выявить все причины и возможные последствия

Развитие речи — только часть общего психоневрологического и социального комплекса навыков. Бывает так, что родителей беспокоит только отклонение от возрастных норм в речи ребёнка, а другие тревожные признаки проходят незамеченными или списываются на «характер» малыша. Взрослые приводят ребёнка к логопеду с запросом на исправление звукопроизношения, скудность речи и т. д., а опытный специалист видит, что корни проблемы находятся в иной сфере, и рекомендует запись к неврологу, так как только детский невролог имеет знания, квалификацию и возможности для проведения необходимого обследования для выявления причин проблемы с речью. Нарушения развития речи могут быть спровоцированы органическими патологиями центральной нервной системы, развивающимися из-за токсикоза, болезней матери во время вынашивания, гипоксии плода, травм и инфекций ребёнка и т. д.

Достичь результата

При органических патологиях даже длительные занятия у логопеда и выполнение всех его рекомендаций могут не приносить желаемого результата. В таких случаях запись к неврологу поможет выявить причину, а соблюдение назначений врача — увидеть долгожданный прогресс.

Назначения детского невролога не обязательно только медикаментозные, не стоит опасаться различных препаратов. В большинстве случаев при своевременной записи к неврологу и выявлении органических патологий доктор рекомендует комплекс ЛФК, плавание, массаж, физиотерапевтические процедуры, витаминно-минеральные комплексы, аминокислоты. В организме ребёнка все взаимосвязано, и прогресс в развитии речи может наступить уже после курса массажа или посещения бассейна.

Оптимальный вариант — выбор одного специалиста и регулярная запись к неврологу, который может объективно отслеживать динамику коррекции состояния ребёнка в сравнении с предыдущими результатами обследования.