Орг.момент Актуализация знаний Целеполагание | - Добрый день, я рада видеть вас снова! Улыбнитесь друг другу – подарите хорошее настроение. Прошу садиться. - Начинаем урок окружающего мира. - Как называется раздел, который мы изучаем? - Как вы думаете, сегодня на уроке вы узнаете что-то новое? - Вы готовы? - Я хочу пожелать вам удачи. Девиз нашего урока: Итак, вместе с Муравьишкой и Мудрой Черепахой мы продолжаем открытие новых знаний. - Однажды, возвращаясь домой, Муравьишка услышал спор 2-х людей: Возле сада 2 шофера Увлеклись серьезным спором: Чья машина всех новее, Чья сильнее и быстрее, Чья, как солнышко блестит И, как перышко, летит… - Слушал, слушал Муравьишка этот спор и задумался: «А зачем нужны автомобили?» - Давайте поможем Муравьишке Вопросику найти на него ответ! 1. Автомобиль является наземным видом транспорта. 2. Современный автомобиль заправляется углём. 3. Двигатель называют «сердцем автомобиля». 4. Автомобили с бензиновым двигателем сильно загрязняют воздух. 5. Маршрутное такси, автобус, троллейбус перевозят пассажиров. 6. Автомобиль – единственный транспорт, который может перевозить пассажиров и грузы. - Итак, мы выяснили, что кроме автомобиля и другие виды транспорта могут перевозить пассажиров и грузы. - Интересно узнать какие? - Однажды Муравьишка увидел интересную машину и сочинил про неё загадку. Попробуйте её отгадать: Что за чудо? Вот машина! Сто колёс! А где же шины? По стальной дороге мчится. Приглашает прокатиться. - Желаете прокатиться? Сели ровно, поехали. - Какой это поезд? - А бывают ли настоящие поезда? - Кто видел поезда? Где? - А кто из вас путешествовал на поезде? - Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? - Ребята, скажите, пожалуйста, без чего мы не можем начать урок? - Откройте учебники с.62, найдите Муравьишку, поставьте вместе с ним учебную задачу урока. | Приветствие детьми учителя. Садятся на свои места. - Почему и зачем. - Да. ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ1 Слушают учителя. Работают сигнальными светофорами + – + + + – - Да. Слушают загадку. - Поезд. Исполняют песню «Мы едем, едем, едем…» - Игрушечный. - Да. Ответы детей. - О поездах. - Без цели. Открывают учебники. Чтение задачи с.62. | Ф И И Ф И Ф Ф И | Сло-весный Опрос Наглядный Логи-ческий Практический Опрос Логический Словесный Рассказ Беседа | Слайд Занимательный материал Слайд Занимательный материал Аудиозапись Учебник | Внут-ренняя позиция школь-ника; Развитие сообра-зитель-ности, внима-ния, настой-чивости; развитие умения преодо-левать труднос-ти; | Анали-зиро-вать, срав-нивать, класси-фици-ровать, обоб-щать, стро-ить рас-сужде-ния; отби-рать необ-ходи-мую ин-форма-цию; | | Фор-мули-ровать собст-венное мне-ние; |
Открытие новых знаний Физкультминутка Первичное закрепление Подведение итогов | Отгадав загадки, вы узнаете, какие бывают поезда: Я в любое время года И в любую непогоду Очень часто в час любой Провезу вас под землёй. - Подумайте, для чего нужны поезда метро? Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, мчит без пара Паровоза сестричка Кто такая? - Предположите, для чего нужна электричка? Я зашёл в зелёный дом Больше суток пробыл в нём Оказался этот дом В дальнем городе другом. - Подумайте, для чего нужен поезд дальнего следования? - Чтобы узнать название следующего поезда, вам нужно собрать мозаику. Сам железный, Путь железный, Сам бежит И груз полезный По пятам за ним бежит, И земля под ним дрожит. - Для чего нужны товарные поезда? - Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90. Работа с картинками поездов - Посмотрите на фотографии (у детей картинка с изображением поездов) и скажите, на какие 2 группы мы можем разделить все поезда? Почему? - А сейчас немного отдохнем, встаем из-за парт! Повторяем! - Ребята, ответьте на вопрос: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу? - На каком поезде Муравьишка поедет в музей? - Летом, возможно кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь? (Работа в группах) - Ребята, помогите Муравьишке Вопросику разобраться, что приводит поезда в движение, кто управляет поездом и как устроена железная дорога? - Для чего нужен локомотив поезду? - А что такое вагон? Какие бывают вагоны? Работа с раздаточным материалом: «Собери поезд» (листы вывешиваются на доску) - Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда. Проверьте работу своих товарищей. Оцените работу с помощью «светофора». - Чем отличаются пассажирские поезда от товарных? - Что представляет собой железная дорога? - Предположите, что такое рельсы, шпалы? Найдите на листах-помощниках слова рельсы, шпалы. - Рассмотрите схему на с. 91 - Какие слова вы слышали и они вам понятны? - Какие слова вам непонятны? Игра «Помоги Муравьишке вопросику исправить ошибки» История железной дороги - Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога? - Давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что...) Рассказ учителя - Ребята, а интересно ли вам узнать, что из себя представляли предки современного поезда? Сначала железная дорога появилась в городах в 17 – 18 в. Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер. Народ называл эту железную дорогу «конка». - В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном). Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн. Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Она была первой железной дорогой у нас в стране. Такие поезда работали на железных дорогах вплоть до 50-х годов 20 столетия. Самым знаменитым поездом в истории России стал поезд, который привёз солдат победителей из Германии в июне 1945 года в Москву. В этом году 9 мая мы отмечаем 70-летие Великой Победы. Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом. Работа с учебником с.63 - Используя информацию, расскажите, что изображено на старинной картинке и современной фотографии. - Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны поезда?» - Какие открытия вы сделали на уроке? - Какое задание больше всего понравилось на уроке? - Какое задание вызвало затруднения? Почему? - Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания? | - Поезд метро. В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги – метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15 – 20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт-Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы. К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор. - Электричка На электричке можно выехать за город, на небольшое расстояние от дома. Те, кто имеют дачи, часто пользуются этим видом транспорта. В состав электричек чаще всего входит 10 вагонов (их может быть от 4 до 12). Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления. - Поезд дальнего следования (перевозить людей на небольшие расстояния от города). В далекий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона. Работают в группах. - Товарный поезд. Ответы детей. Чтение текста. Работа в группе: 1. наземный транспорт и подземный транспорт 2. грузовой и пассажирский Выполняют физминутку, повторяя за учителем. - На электричке. - Поезд метро. - Поезд дальнего следования. - Это силач, который тянет за собой вагоны. - Пассажирские, грузовые Работают в группах на листах. Собирают поезда. Производят взаимопроверку. - Разные вагоны. - Рельсы и шпалы. Работа с листами-помощниками. Рельс – это стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колеса вагонов. Рельсы лежат на шпалах – деревянных или бетонных брусах, укладываемых поперек железнодорожного полотна. Они нужны для опоры рельсам. Называют. - Эстакада, туннель, шлагбаум. Чтение текста вслух с.63 Внимательно слушают рассказ учителя. Внимательно слушают рассказ учителя. Выполняют задание. - Да. Ответы учащихся на поставленные вопросы. | Ф И Ф И Ф И Ф И Ф Г Ф Г Ф И Г Ф П Ф И И Ф Ф И Ф И | Словесный Логический Словесный Беседа Рассказ Практический Словесный Логический Практический Рассказ Логический Наглядный Словесный Наглядный Практический Рассуждение Практический Наглядный Практический Словесный Игровой Рассказ Словесный Рассказ Наглядный Словесный | Слайд Слайд Учебник Занимательный материал Слайд Учебник Слайд Занимательный материал. Слайд Учебник Слайд Учебник Раздаточный материал Учебник Учебник Слайд Слайд Учебник | Развитие сообра-зитель-ности, внима-ния, настой-чивости; развитие умения преодо-левать труднос-ти; Развитие сообра-зитель-ности, внима-ния, настой-чивости; развитие умения преодо-левать труднос-ти; Внут-ренняя позиция школь-ника; | Анали-зиро-вать, срав-нивать, класси-фици-ровать, обоб-щать, стро-ить рас-сужде-ния; отби-рать необ-ходи-мую ин-форма-цию; Спо-соб-ность и умение уча-щихся произ-водить прос-тые логии-ческие дейст-вия (анна-лиз, сравне-ние) | Регу-лиро-вать собст-вен-ную дея-тель-ность; Кон-троли-ровать и оцени-вать свою дея-тель-ность; Регу-лиро-вать собст-вен-ную дея-тель-ность; Кон-троли-ровать и оцени-вать свою дея-тель-ность; | Уме-ние вести диалог; рас-суж-дать и дока-зывать, стро-ить прос-тейшие умоза-ключе-ния; Обща-ться друг с дру-гом; Фор-мули-ровать собст-венное мне-ние; |
Заключительная часть (рефлексия) | - Оцените свою работу на уроке. Тот, кто активно работал, понял тему и не испытывает затруднений в ответе на главный вопрос урока, поднимите зеленый сигнал светофора. Тот, кто работал не очень активно, у кого еще остались некоторые вопросы по теме, поднимите желтый сигнал светофора. Тот, кто еще испытывает затруднения в теме, кто считает, что ему еще раз нужно обратиться к этой теме, поднимите красный сигнал светофора. - Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно, активно. Спасибо за урок! До свидания! | Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор. Выполняют. | Ф И | Метод оценки деяте-льнос-ти обу-чаю-щихся | Раздаточ-ный материал | | Анали-зиро-вать, срав-нивать, обоб-щать, ин-форма-цию; | Кон-троли-ровать и оцени-вать свою дея-тель-ность | Фор-мули-ровать собст-венное мнение |