СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачет по творчеству Ивана Алексеевича Бунина(11 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устный зачет в 11-А классе МБОУ СОШ № 33 г.Симферополя

Просмотр содержимого документа
«Зачет по творчеству Ивана Алексеевича Бунина(11 класс)»

Иван Алексеевич Бунин

(1870-1953)

«Все проходит,

да не все забывается»



Выучить 2 цитаты(на выбор)


Наизусть


2 стихотворения (по выбору учащихся)

Произведения :


-«Антоновские яблоки»

-«Господин из Сан-Франциско»

-«Легкое дыхание»

«Поединок»

«Чистый понедельник»



* 1 . Прочитайте стихотворения Бунина « Вечер » , « Сумерки » , «Христос воскрес ! Опять с зарею. " » , « Слово». Выделите стилистические особенности бунинской лирики ( соотношение живого языка и книжной речи, переносное значение слов, иносказания, метафоры ). Приведите примеры из текстов.

* 2 . Что сближает лирику и прозу Бунина с поэтикой символизма, провозглашавшего тезис о том , что «звуки правдивее слов»?

3 . Что происходит с традиционным реал истическим сюжетом в « Антоновских яблоках» ? Задумайтесь над определением сюжета (от фр. suj et) как «цепью событий , т.е. жизнью персонажей в ее пространствен но-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах» ( В . Хализев) и попробуйте определить причины явного несоответствия сюжета рассказа этому определению? Какова здесь цепь или совокупность событий? В чем сюжетная занимательность?

4. Докажите, что Бунин вполне овладел умением по-толстовски «замечать и лелеять детали » . Приведите конкретные примеры из бунинских произведений. Каковы особенности стилистики Бунина?

*5. Воспел или «отпел» Иван Бунин в «Антоновских яблоках Русь, усадебную и крестьянскую? Что свидетельствует о двойственности позиции автора? Что внесли в рассказ «Антоновские яблоки » мотивы воспоминания ( « вспоминается мне», «помню» ) ?

6 . Как в бунинских рассказах о любви воплотился совет Л . Толстого «Не ждите от жизни ничего лучше того, что у вас есть теперь»? Как соотносятся в этих рассказах категории жизни и смерти, красоты и обыденности?

7 . Как построен короткий рассказ «Легкое дыхание » ? Почему Бунинуважно было и начать, и завершить рассказ в одном и том же месте - у надгробного памятника героине? Почему «теснота», сдавленность пространства повествования оказалась столь необходимой для воплощения главной темы рассказа?

8. Каким образом сюжет «Легкого дыхания» с его зигзагообразным, возвратным движением событий, с их «растеканием» вперед и назад помогает выявить сущность легкого дыхания, вечное очарование героини?

9 . Прочитайте внимател ьно описание маршрута увеселительного путешествия, который выбрал герой рассказа « Господин из Сан- Франциско » , написанного в 1 9 1 5 году, т.е. в год «беспримерной катастрофы » - войны, самой страшной фальши, лжи, согласно убеждениям Бунина. Какие другие подробности в рассказе - если оставить в стороне название парохода « Атлантида » - говорят о его глубинной взаимосвязи с историей Х Х века?

10. Что, по Бунину, является противовесом «закатной» цивилизации в рассказе « Господин из Сан- Франциско » ? Какова роль эпизода с абруццкими горцами, возносящими хвалы «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире»? Как можно истолковать выражение « гордыня Нового человека со старым сердцем»?



* С А М О С ТО Я Т Е Л Ь Н Ы Й А Н АЛ И З Т Е К СТА


Прочитайте бунинское стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга».

Сопоставьте эти произведения, опираясь на следующие вопросы

и задания.

1 . В чем тематически перекликаются оба произведения? Попытайтесь

мысленно « включить» один текст в другой. В какую из композиционных

частей рассказа могут быть вписаны строки из

« Вечера»?

2. Как в рассказе и стихотворении соотнесены «книжное» и «естественное

» видение окружающего мира? Какие выводы делает

художник из данного соотношения?

З . Какова идейно-смысловая функция картин «живой жизни»

в « Книге» и « Вечере»? Как соотносятся в них прозаические

и поэтические детали?

4. Как в обоих произведениях представлена традиционная для поэта

антитеза - земля и небо?

5 . В чем важность мотива птичьего пения для понимания авторской

философской концепции в рассказе и стихотворении? Как

реагирует на это пение лирический герой каждого из произведений?

6. Сопоставьте две формулы счастья, прозвучавшие в бунинских

произведениях: 4Qн счастлив. Чем? Только тем, что живет на

свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире • ;

4Я вижу, слышу, счастлив. В с е во мне•. Противоречат ли о н и

друг другу?

7. Дополните своими наблюдениями тезис о лиризме бунинской

прозы и выделите важнейшие слагаемые творческой манеры писателя.