ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 180 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Задачи и содержание образования образовательной области речевого развития детей 6-7 лет
Подготовила:
Гресь М.А., воспитатель МБДОУ «Ясли-сад № 180 г.Донецка»
Задачи образования образовательной области речевого развития детей 6-7 лет .
Формирование словаря
обогащение словаря
активизация словаря
закреплять у детей умения использовать в речи синонимы, существительные с обобщающими значениями
совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу
расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков
вводить в словарь детей антонимы, многозначные слова
совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка
отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией
Звуковая культура речи
совершенствовать фонематический слух: называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце )
развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп )
закреплять умение согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных
Грамматический строй речи
совершенствовать умение детей образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов
продолжать учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения
закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения
совершенствовать умение составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок
совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи
Связная речь
продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала. Закреплять умение составлять рассказы и небольшие сказки
формировать умения строить разные типы высказывания (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания
продолжать развивать коммуникативно-речевые умения
упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательно сти
формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами
Подготовка детей к обучению грамоте
знакомить детей с букв ами
читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов
Интерес к художественной литературе
формировать отношение детей к книге как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей (радость, удовольствие при слушании произведений)
формировать представления о жанровых, композиционных и языковых особенностях жанров литературы: литературная сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, былина
развивать интерес к изданиям познавательного и энциклопедического характера; знакомить с разнообразными по жанру и тематике художественными произведениями
формировать положительное эмоциональное отношение к "чтению с продолжением" (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем)
Интерес к художественной литературе
развивать образность речи и словесное творчество (составление сравнений, метафор, описательных и метафорических загадок, сочинение текстов сказочного и реалистического характера, создание рифмованных
строк)
углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; развитие поэтического слуха)
поддерживать избирательные интересы детей к произведениям определенного жанра и тематики
Содержание образования образовательной области речевого развития детей 6-7 лет .
Формирование словаря
педагог формирует у детей умения подбирать точные слова для выражения мысли
выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков, использовать в речи средства языковой выразительности: антонимы, синонимы, многозначные слова, метафоры, олицетворения
Звуковая культура речи
педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи
проводит работу по исправлению имеющихся нарушений в звукопроизношении
Грамматический строй речи
педагог развивает у детей умения образовывать сложные слова посредством слияния основ, самостоятельно использовать в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием высказывания, с помощью игр и упражнений закрепляет умения согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных
Связная речь
педагог использует речевые ситуации и совместную деятельность для формирования коммуникативно-речевых умений у детей, закрепляет у детей умение пересказывать литературные произведения по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц, подводит к пониманию и запоминанию авторских средств выразительности, использованию их при пересказе, в собственной речи, умению замечать их в рассказах сверстников
педагог подводит детей к осознанному выбору этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия, формирует умение использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихотворений, помогает детям осваивать умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий, употреблять вариативные этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми, правила этикета в новых ситуациях
Связная речь
в описательных рассказах педагог формирует у детей умения передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности; формирует умение составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек, закрепляет у детей умение строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования, составлять рассказы-контаминации (сочетание описания и повествования; описания и рассуждения)
педагог развивает у детей способность самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование, помогает детям осваивать умения самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов. В творческих рассказах закрепляет умение использовать личный и литературный опыт в зависимости от индивидуальных интересов и способностей; развивает у детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их
педагог продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помогает освоить звуковой анализ четырех звуковых и пяти звуковых сл ов
определять количество и последовательность слов в предложении
составлять предложения с заданным количеством слов
ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты
Подготовка детей к обучению грамоте
штриховку в разных направлениях, обвод ку
закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове
знать названия букв, читать слоги
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области "Речевое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Культура" и "Красота", что предполагает:
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке)