Задачи на растворы, смеси и сплавы: химия или математика? Решение задач в рамках подготовки учащихся к ГИА по математике
Цели занятия:
- Актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме «Решение задач на растворы, смеси и сплавы» в рамках подготовки к ГИА;
- Продолжить развитие логического мышления и способности самостоятельно решать практические задачи;
- Повысить интерес к предмету математики и расширить область межпредметных связей, в частности, между математикой и химией.
- «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи»
- Антуан де Сент - Экзюпери
- Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький. Конфуций
Вспомнить все!
Установите соответствие:
1%
10%
3%
25%
340%
12%
0,12
0,25
0,3
0,1
0,03
3,4
34
0,01
Вспомнить все!
Найдите процент от величины:
- 1% от 20 кг
- 9% от 100 л
- 20% от 5 кг
- 25% от 6 г
- 15% от 4 л
- 60% от 10 т
- 150% от 50 ц
0,2 кг
9 л
1 кг
1,5 г
0,6 л
6 т
75 ц
Вспомнить все!
Найдите величину, если:
?
1200 г
1%
?
1200 л
5%
?
200 г
60%
В изучении предметов естественно - научного цикла важное место занимает эксперимент. В математике эквивалентом эксперимента является решение задач
- Химический опыт:
- В стакан с концентрированным раствором хлорида меди (II) зеленого цвета добавляется вода. Почему раствор поменял свой цвет?
- Объяснение: раствор изменил окраску из-за изменения массовой доли хлорида меди в растворе.
- В повседневной жизни мы часто встречаемся с растворами: раствор уксуса, нашатырный спирт, раствор йода, лекарственные настойки
- Так, перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г. марганцовки потребуется для приготовления 500 г. такого раствора?
- С точки зрения математики. Какое правило на проценты применяем при решении этой задачи?
- Ответ 75 г.
- Сколько г воды надо добавить к 200 г 40% раствора уксусной кислоты, чтобы раствор стал 10%-ным?
- Пусть добавили Х г воды (0% содержанием раствора уксусной кислоты).
- В 200г. Раствора уксусной кислоты столько же, сколько ее в (200 + Х) г.
- Тогда получим 0,1(200 + Х) = 200 * 0,4
- Откуда Х = 600г.
Задачи на растворы, смеси и сплавы
Задачи на повышение (понижение) концентрации
Задачи
на смешивание растворов разных концентраций
Проверка домашнего задания №1. В сосуд, содержащий 5л 12% водного раствора некоторого вещества, добавили 7л воды. Сколько % составляет концентрация, получившегося раствора ?
Раствор
5 л
Вещество
0,12 ∙ 5 = 0,6(л)
7 л
нет
12 л
0,6 л
100%
Х%
РЕШЕНИЕ: Х = 0,6 ∙ 100 : 12
Х = 5
ОТВЕТ: 5%.
Проверка домашнего задания №2. Имеются 10л 60% раствора соли. Сколько литров воды надо добавить, чтобы получился 40% раствор соли?
Раствор
Вещество
10 л
0,6 ∙ 10 = 6(л)
Х л
нет
(10 + Х) л
100%
6 л
40%
РЕШЕНИЕ: 40( 10 +х ) = 6∙100
400 + 40х = 600
40х = 200
Х = 5
ОТВЕТ: 5л.
Задача №3
Сколько нужно взять молока10%-й жирности и пломбира 30%-й жирности , чтобы получить 200г 16%-го праздничного коктейля.
Способ решения №1
Мы в 5 классе эту задачу решили бы так:
α
молоко
10% или 0,1
пломбир
М, г
коктейль
30% или 0,3
х
m , г
0,1х
16% или 0,16
200 – х
0,3(200-х)
200
200*0,16
Ответ: 140 г 10%-ного молока, 60г 30%-ного пломбира
Способ решения №2
Мы в 7 классе эту задачу решили бы так:
α
молоко
10% или 0,1
пломбир
М, г
коктейль
30% или 0,3
х
m , г
0,1х
16% или 0,16
y
0.3y
200
200*0,16
Ответ: 140 г 10%-ного молока, 60 г. 30%-ного пломбира
Способ решения №3 «Старинный способ по правилу «креста»
В левой колонке схемы записываются процентные содержания основного вещества в имеющихся растворах.
Посередине процентные содержания растворов в полученной смеси.
В правой колонне разности процентных содержаний (вычитаем из большего числа меньшее и записываем на ту диагональ, где находятся соответственно уменьшаемое и вычитаемое).
Исходя из схемы , делаем вывод: в 200 г коктейля содержатся 14 частей 10%-ного молока и 6 частей 30%-ного пломбира, найдем их массы.
г
1)
2)
Ответ: 140 г 10%-ного молока, 60г 30%-ного пломбира
Способ решения «Крест» №4. Смешивают 300г 90% раствора соли и 900г 30% раствора той же соли. Найти содержание соли в полученном растворе ?
100 %
30 0 г
9 00 г
100 %
3 0 %
9 0 %
270 г
270 г
3 00 . 9 0
100
9 00 . 3 0
100
300 + 900
1200 г
100%
45%
540 г
54 0 . 10 0
1 20 0
270 + 270
3 00 . 9 0
100
9 00 г
100 %
30 0 г
100 %
3 0 %
9 0 %
270 г
270 г
9 00 . 3 0
100
300 + 900
1200 г
100%
45%
540 г
54 0 . 10 0
1 20 0
270 + 270
Табличный способ решения №4. Смешивают 300г 90% раствора соли и 900г 30% раствора той же соли. Найти содержание соли в полученном растворе ?
Наименование растворов, смесей, сплавов
% содержания вещества
Первый раствор
90% = 0,9
Второй раствор
Масса раствора (смеси, сплава)
30% = 0,3
Полученный раствор
300 г
Масса вещества
0,9 ∙ 300 = 270 (г)
Х %
900 г
0,3 ∙ 900 = 270 (г)
300+900=1200 (г)
270+270 =540 (г)
Составит 100%
РЕШЕНИЕ: 1200х = 540 ∙ 100
1200х = 54000
Х = 45
ОТВЕТ:45%.
120 . 100
60
Способ решения «Пропорция» №5. Какой концентрации получится раствор при смешивании 300г 50% раствора соли и раствора, в котором 120г соли составляют 60%?
30 0 г
100 %
150 г
5 0 %
200 г
100 %
6 0 %
12 0 г
3 00 . 50
100
300 + 2 00
100%
5 00 г
54 %
27 0 г
270 . 10 0
5 0 0
15 0 + 12 0
120 . 100
60
3 00 . 50
100
30 0 г
100 %
150 г
5 0 %
100 %
200 г
6 0 %
12 0 г
300 + 2 00
5 00 г
100%
54 %
27 0 г
270 . 10 0
5 0 0
15 0 + 12 0
Табличный способ решения №5 Какой концентрации получится раствор при смешивании 300г 50% раствора соли и раствора в котором 120г соли составляют 60%?
Наименование растворов
% содержания соли
Первый раствор
50% = 0,5
Второй раствор
Масса раствора
60% = 0,6
Полученный раствор
300 г
Масса вещества
0,5 ∙ 300 = 150 (г)
Х%
120:0,6=200 (г)
120г
300+200= 500 (г)
Составит 100%
150+120=270 (г)
РЕШЕНИЕ: 500х = 270 ∙ 100
Х = 27000 : 500
Х = 54
ОТВЕТ: 54%.
Решение задач на понижение концентрации
Задача6. Морская вода содержит 5% солей. Сколько чистой воды нужно добавить к 40 кг морской, чтобы содержание соли в полученном растворе составило 2 %.
Задача 6. Способ решения №1
α
Исходный раствор
Вода
5% или 0,05
М, кг
Полученный раствор
0% или 0
40
m , кг
40*0,05
х
2% или 0,02
0
(40+х)
0,02*(40+х)
Задача 6. Способ решения №2. Метод рассуждения.
Содержание соли в новом растворе в (5/2)=2,5 раза меньше, чем в исходном. Следовательно, масса нового раствора должна быть в 2,5 раза больше, т.е. 40*2,5=100 кг. Масса добавленной воды равна (100-40)=60 кг.
Ответ: 60 кг воды нужно добавить
Задача 6. Способ решения № 3. Арифметический.
- 40*0,05=2 кг – соли в 40 кг морской воды
- (2/2)*100 = 100 кг – масса полученного раствора
- 100 – 40 = 60 кг – масса добавленной воды
- Ответ: 60 кг воды нужно добавить
Задача. Имеются два сплава, состоящие из цинка, меди и олова. Известно, что первый сплав содержит 25% цинка, а второй – 50% меди. Процентное содержание олова в первом сплаве в 2 раза выше, чем во втором. Сплавив 200 кг первого и 300 кг второго, получили новый сплав, в котором оказалось 28% олова. Определить, сколько килограммов меди содержится в получившемся новом сплаве.
Я научился решать задачи на смеси, растворы и сплавы и эти знания пригодятся мне на ГИА и ЕГЭ. Также я могу научить этому своих одноклассников.
Эти знания помогут мне на уроках химии и в быту, например, при консервировании.
Желаю
успеха на экзаменах !