Цели и задачи проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия
Выполнил преподаватель
ГБП ОУ «Кимрский колледж»
Солощенко Н.В.
Задачи опережающего развития системы среднего профессионального образования, связанные с переходом России на путь «новой индустриализации» и импортозамещения определяют новые подходы к разработке образовательных программ, механизмам оценки и мониторинга качества подготовки рабочих кадров с учетом актуальных международных стандартов. Современные механизмы внешней оценки профессиональных компетенций дают возможность определить направления совершенствования деятельности конкретной образовательной организации с целью соответствия лучшим мировым образцам подготовки профессиональных кадров.
В соответствии с принятыми мерами, а также планом достижения показателей приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с
учетом современных стандартов и передовых технологий», численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень
подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 году
составила 2 500 тыс. человек, к 2020 году должна составить – 50 000.
2. Цели и задачи проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия
Демонстрационный экзамен проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих
вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности в
соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества
подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.
Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:
а) одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной
программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без
прохождения дополнительных аттестационных испытаний,
б) подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным
модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации,
в) одновременно с получением диплома о среднем профессиональном
образовании получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена - это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского
состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определить точки роста и дальнейшего развития.
Предприятия, участвующие в оценке экзамена, по его результатам могут
осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и обучения персонала.
3. Основные понятия и их определения, сокращения и термины
Для организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия используются и применяются следующие
понятия.
Государственная итоговая аттестация (ГИА) – форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию.
Демонстрационный экзамен – форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Комплект оценочных (контрольно-измерительных) материалов -
совокупность заданий, их спецификации, технических описаний оцениваемых компетенций, критериев и инструментов оценивания, обеспечивающих в целом оценку результатов выполнения заданий демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия.
Центр проведения демонстрационного экзамена – организация, располагающая площадкой для проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия
Техническое описание (ТО) - документ, определяющий название
компетенции, последовательность выполнения задания, критерии оценки,
требования к профессиональным навыкам участников, состав оборудования,
компоненты, оснастку, основное и дополнительное оборудование, требования по нормам охраны труда и технике безопасности, разрешенные и запрещенные к использованию материалы и оборудование.
Инфраструктурный лист (ИЛ) - список необходимых материалов и оборудования для проведения демонстрационного экзамена по определенной компетенции по стандартам Ворлдскиллс Россия.
Эксперт – лицо, подтвердившее знания, умения и навыки по какой-либо
компетенции в соответствии с требованиями Союза “Ворлдскиллс Россия»
(сертифицированный эксперт Ворлдскиллс), а также лицо, прошедшее
специализированную программу обучения, организованную Союзом
«Ворлдскиллс Россия» и имеющее свидетельство о праве проведения
демонстрационного экзамена, корпоративных и региональных чемпионатов
по стандартам Ворлдскиллс Россия.
Главный эксперт на площадке (Главный эксперт) – эксперт,
определенный в соответствии с порядком, установленным Союзом
«Ворлдскиллс Россия» ответственным по организации и проведению
демонстрационного экзамена на определенной площадке по какой-либо
компетенции и наделенный соответствующими полномочиями.
Технический эксперт – эксперт, отвечающий за техническое состояние
оборудования и соблюдение всеми присутствующими на площадке лицами
правил и норм охраны труда и техники безопасности (далее - ОТ и ТБ).
Экспертная группа – группа экспертов для оценки выполнения заданий
демонстрационного экзамена на площадке по определенной компетенции.
eSim – это система мониторинга, сбора и обработки результатов
демонстрационного экзамена.
CIS (Competition Information System) - это специализированное
программное обеспечение для обработки информации во время
демонстрационного экзамена. Доступ к системе предоставляется Союзом
«Ворлдскиллс Россия» по официальному запросу от организаторов экзамена.
4. Этапы подготовки демонстрационного экзамена
4.1. Определение перечня компетенций, площадок проведения и
формирование графика проведения демонстрационного экзамена
Перечень компетенций, по которым проводится демонстрационный
экзамен определяется в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное
управление в сфере профессионального образования не позднее чем за 4
месяца до начала экзамена.
Определение площадок проведения демонстрационного экзамена
осуществляется по итогам отбора Центров проведения демонстрационного
экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия.
Формирование регионального графика проведения демонстрационного
экзамена с указанием количества студентов и выпускников, сдающих
демонстрационный экзамен не менее чем за 3 месяца до начала экзамена.
4.2. Формирование экспертной группы
Для обеспечения организации и проведения демонстрационного экзамена за 3 месяца до начала демонстрационного экзамена определяются главные эксперты на каждую площадку проведения экзамена из числа сертифицированных экспертов при этом предпочтение отдается кандидатам, не занятым в системе среднего профессионального образования, на территории которого проводится экзамен.
Члены Экспертных групп могут быть включены в составы государственных экзаменационных комиссий образовательных организаций, участвующих в демонстрационном экзамене.
4.3. Разработка регламентирующих документов
За 6 месяцев до проведения демонстрационного экзамена
разрабатываются задания экзамена, критериев оценки и инфраструктурных листов по всем компетенциям.
4.4. Подготовка площадки проведения экзамена и установка оборудования
После уточнения количества участников экзамена по компетенциям,
Главным экспертом разрабатывается и утверждается схема расстановки и
комплектования рабочих мест на каждую площадку.
За 2 дня до начала экзамена Главным экспертом проводится контрольная
проверка площадки на предмет соответствия всем требованиям, фиксируется факт наличия необходимого оборудования.
4.5. Проведение демонстрационного экзамена
В указанный день осуществляется распределение рабочих мест
участников на площадке в соответствии с жеребьевкой. Жеребьевка
проводится в присутствии всех участников способом, исключающим
спланированное распределение рабочих мест или оборудования. Итоги
жеребьевки фиксируются отдельным документом.
Инструктаж по охране труда и технике безопасности для участников и членов Экспертной группы проводится Техническим экспертом под роспись.
Участникам предоставляется время не более 2 часов на подготовку
рабочих мест, а также на проверку и подготовку инструментов и материалов, ознакомление с оборудованием и его тестирование.
5. Проведение демонстрационного экзамена
Перед началом экзамена членами Экспертной группы производится
проверка на предмет обнаружения материалов, инструментов или
оборудования, запрещенного в соответствии с техническим описанием,
включая содержимое инструментальных ящиков.
Каждому участнику предоставляется время на ознакомление с
экзаменационным заданием, письменные инструкции по заданию.
Экзаменационные задания выдаются участникам непосредственно перед началом экзамена. На изучение материалов и дополнительные вопросы
выделяется время, которое не включается в общее время проведения экзамена.
Если задание состоит из модулей, то члены Экспертной группы обязаны
выдавать участникам задание перед началом каждого модуля. Минимальное время, отводимое на ознакомление с информацией, составляет 15 минут, которые не входят в общее время проведения экзамена.
В ходе проведения экзамена участникам запрещаются контакты с
другими участниками или членами Экспертной группы без разрешения
Главного эксперта.
В процессе работы участники обязаны неукоснительно соблюдать
требования ОТ и ТБ. Несоблюдение участником норм и правил ОТ и ТБ ведет к потере баллов. Постоянное нарушение норм безопасности может привести к временному или окончательному отстранению участника от выполнения экзаменационных заданий.
Вмешательство иных лиц, которое может помешать участникам завершить экзаменационное задание, не допускается.
6. Оценка экзаменационных заданий
Выполненные экзаменационные задания оцениваются в соответствии со
схемой начисления баллов, разработанными на основании характеристик
компетенций, определяемых техническим описанием.
Оценка не должна выставляться в присутствии участника
демонстрационного экзамена.
Обобщенная оценочная ведомость
Она определяются критерии оценки и количество начисляемых баллов (субъективные и объективные)
Общее количество баллов задания/модуля по всем критериям оценки составляет 100.
Раздел | Критерий | Оценки |
Субъективная (если это применимо) | Объективная | Общая |
А | Диагностика двигателя (управление) | | 20 | 20 |
В | Подвеска, рулевое управление, тормоза | | 20 | 20 |
С | Электрооборудование (общая схема) | | 20 | 20 |
D | КПП (механическая часть) | | 20 | 20 |
Е | Двигатель (механическая часть) | | 20 | 20 |
| Итого | | 100 | 100 |
7. Задание для демонстрационного экзамена
Количество часов на выполнение задания: 15 ч
№ п/п | Наименование модуля | Максимальный балл | Время на Задание |
1 | Системы управления двигателем | 20 | 3 ч. |
2 | Системы рулевого управления, подвески система торможения | 20 | 3 ч. |
3 | Электрические системы | 20 | 3 ч. |
4 | Механика двигателя | 20 | 3 ч. |
5 | Коробка передач | 20 | 3 ч. |
Модуль 1. «А» Системы управления двигателем
Автомобили:
Участнику необходимо провести диагностику электронных систем управления двигателем автомобиля, определить неисправности и устранить.
Запустить двигатель. Выполнить необходимые настройки. Результаты записать в лист учёта.
Модуль 2. «В» Системы рулевого управления, подвески, система
торможения.
Автомобили:
Участнику необходимо провести диагностику рулевого управления,
подвески, тормозной системы автомобиля, определить неисправности, устранить неисправности, провести необходимые метрологические измерения, провести сборку, привести системы в рабочее состояние. Выполнить
операцию «сход-развал». Результаты записать в лист учёта.
Модуль 3. «С» Электрические системы (общая схема).
Автомобиль:
Участнику необходимо провести диагностику электрооборудования
автомобиля, определить неисправности и устранить. Результаты записать в
лист учёта.
Модуль 4. «Е» Механика двигателя.
Двигатель:
Участнику необходимо провести разборку двигателя, провести диагностику, определить неисправности, устранить неисправности, провести необходимые метрологические измерения, регулировки, провести сборку в
правильной последовательности. Выбрать правильные моменты затяжки.
Результаты записать в лист учёта.
Модуль 5. «D» Коробка передач.
КПП:
Участнику необходимо провести разборку КПП, провести диагностику,
определить неисправности, провести необходимые измерения, устранить
неисправности, провести сборку КПП в правильной последовательности.
Выбрать правильные моменты затяжки. Результаты записать в лист учёта.
Для выполнения всех модулей, участник имеет право использовать всё
имеющееся на рабочем месте оборудование и инструмент.
Если участник не выполнил задание в одном из модулей, к нему вернуться он не может.
Задание считается выполненным, если все пять модулей сделаны в
основное время, в полном объёме и автомобиль, агрегат, узел находятся в рабочем состоянии.
На всех рабочих местах установлены компьютеры, в которых заложены технологические карты (электризуемы автомобиля, блоки
управления автомобилем, разборка – сборка КПП, двигателя и т. д).
Часть информации представлена на английском языке.
Участник не имеющие спец. одежду, спец. обувь, очки, перчатки, не
прошедшие инструктаж по технике безопасности, охране здоровья к
выполнению задания не допускаться.