Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Школа №2 им. Е.А.Горюнова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Задачи по математике о Великой Отечественной войне поселка Хвойная»
(Информационно-математическое направление)
Автор исследовательской
работы:
Быстров Николай
ученик 8 класса.
Руководитель исследовательской работы:
Астанина Татьяна Сергеевна,
учитель математики.
п.Хвойная
2024-2025 уч. год
Оглавление
Введение …………………………………………………......................................3
Теоретическая часть. …………………………....….…..………………………5
Практическая часть. …………………………....….…..………………………..9
Заключение……………………………………………………..……..……..…13
Список литературы и источников …………………………………..….....…14
Введение
2025 году исполнится 80 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В России нет ни одной семьи, которую не затронула бы она. Уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но выросло на осознании подвига отцов и дедов. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу. Мы не вправе забывать о том, что пережил наш народ в тяжелые годы войны.
Актуальность выбора темы проекта была обусловлена необходимостью расширить знания учащихся о героизме нашего народа в Великой Отечественной войне в год 80-летия Победы, решая задачи и выполняя задания по математике. Мы хотим приобщить ребят к решению задач про войну, потому что наше поколение должно помнить о событиях тех времен и гордиться подвигами наших дедов.
Если учащиеся будут решать задачи, составленные на реальных событиях и датах Великой Отечественной войны, то такие задачи будут не только способствовать развитию математических способностей, но и помогут углублению знаний о войне.
Цель исследования создать математические задачи, составленные на реальных событиях и датах Великой Отечественной войны, для учащихся 5-8 классов.
Задачи исследования следующие:
1. Провести опрос среди учащихся 5-8 классов школы №2 поселка Хвойная, чтобы узнать насколько хорошо они знают о Великой Отечественной войне, и определить, актуальна ли моя работа;
2. Изучить исторический материал по основным переломным битвам Великой Отечественной войны из литературных и электронных источников;
3. Составить подборку математических задач;
4. Предложить использовать подборку задач на уроках математики;
5. Собрать отзывы детей об этих задачах, чтобы узнать была ли эта работа для них полезной.
Объект исследования: цифры и факты в исторических сведениях о Великой Отечественной войне.
Предмет исследования: создание математических задач о Великой Отечественной войне.
Методы исследования:
изучение документации;
систематизация и обобщение информации;
моделирование;
обработка полученных результатов;
анкетирование.
Работа состояла из следующих этапов:
I. Изучение методической литературы по составлению задач.
Сбор необходимого исторического материала, содержащего числовые данные.
III. Составление задач.
Практическая значимость является применение сборника на уроках математики в 5-8 классах можно использовать для повторения отдельных вопросов по математике. Также можно использовать и во внеурочной деятельности, на классных часах, посвящѐнных Великой Отечественной войне.
Теоретическая часть
Математический материал, изучаемый в 5-8 классах, дает простор для составления задач. Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью мы получаем опыт работы с величинами, постигаем взаимосвязи между ними, получаем опыт применения математики к решению практических задач. Текстовая задача– это задача, использующая нематематические слова для передачи математического смысла. Умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося.
ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык, т.е. составлять математическую модель. Решение задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным дисциплинам.
Человечество уже много сотен лет решает задачи различного плана. Задачи конструировать можно по-разному: можно создавать условия задачи на основе собственных наблюдений, а можно - выбирая опорой какие-то данные. Решение задачи часто требует нестандартного аналитического мышления, а значит и ее составление требует того же.
Поскольку, было решено составить текстовые задачи для учащихся такие, чтобы они были интересными, познавательными и доступными каждому ученику, поэтому я использовал краеведческие и исторические сведения о Великой Отечественной войне. Выяснил, какие переломные, важные для хода войны, сражения можно выделить и начал искать сведения для сборника. Сначала выписывал из исторической справки все числовые данные и устанавливал зависимости между числами. Для решения некоторых задач полагал одну или несколько величин неизвестными и выражал через них остальные величины. После этого составлял условие задачи и формулировала вопрос. В основе формулировок задач лежат реальные цифры.
В ходе работы был изучен краеведческий материал, содержащийся в книгах об истории поселка и района, просмотрена информация о Великой Отечественной войне в учебниках по истории и в сети Интернет, отобраны необходимые фотографии для иллюстрации задач. Так как был найден интересный материал, но он не содержал числовых данных, то кроме текстовых задач составил задания, содержащие примеры, уравнения.
Свою работу над проектом я начал с того, что решила выяснить, насколько хорошо ребята нашей школы знают о Великой Отечественной войне. Мною был проведен опрос среди учащихся 5-8 классов «Великая Отечественная война в датах и числах».
«Знаешь ли ты?»
Знаете ли вы что такое Великая Отечественная война?
Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.
Сколько жителей поселка Хвойная ушли на фронт в 1941-1945 г.?
Знаете ли вы ветеранов нашего поселка?
Есть ли в вашей семье те, кто прошѐл эти страшные годы войны?
Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
Назовите дату битвы под Сталинградом.
Сколько грамм хлеба в сутки получали дети в блокадном Ленинграде?
«Выскажи свое мнение»
Хотели ли бы вы лучше знать историю Великой Отечественной войны? Зачем?
Любишь ли ты читать книги про войну?
Содержит ли твой учебник математики материал про Великую Отечественную войну?
Хотел ли бы ты узнать про Великую Отечественную войну при помощи математических задач?
| Вопрос \ варианты ответов | «Да» | «Нет» | «Иногда» | |
1 | Хотели ли бы вы лучше знать историю | | | | |
| Великой Отечественной войны? | 15 | 5 | - | |
| | | | | |
2 | Любишь ли ты читать книги про войну? | 5 | 11 | 4 | |
| | |
| | | | | |
3 | Содержит ли твой учебник математики | | | | |
| материал про Великую Отечественную войну? | - | 16 | 4 | |
| | | | | |
| | | | | |
4 | Хотел ли бы ты узнать про Великую | | | | |
| Отечественную войну при помощи математических задач? | 11 | 9 | - | |
| | |
результате опроса я выяснил, что все учащиеся из уроков истории знают, что такое Великая Отечественная война и почти 50% учащихся хотят больше узнать про Великую Отечественную войну при помощи математических задач. Составленные задачи будут применены на уроках, классных часах, во время внеурочной деятельности.
И прежде чем сделать окончательный вывод о итогах работы школьников со сборником, мы предлагаем изучить результаты опроса проведенного после решения задач. Цель опроса–выявление интереса учащихся к решению задач, содержащих материал о Великой Отечественной войне.
1. Интересно вам было решать задачи о Великой Отечественной войне?
Данная диаграмма показывает, что всем учащимся было интересно решать задачи.
Решение задач о Великой Отечественной войне повышает интерес к математике и изучению истории нашей страны?
Хотели бы вы еще на уроках математики, решая задачи, знакомиться с историческими фактами?
Большинство учащихся желают в дальнейшем знакомиться с историей Великой Отечественной войны в ходе решения задач.
Практическая часть
Задача 1
Дано:
В сентябре 1941 года на перегоне Хвойная – Кушавера был разрушен железнодорожный мост. Движение поездов прекратилось, доставка боеприпасов и продовольствия фронту и Ленинграду была приостановлена. На участке создалась "пробка": все станции от Сонково до Хвойной были забиты эшелонами, которые, не имея возможности продвигаться, стали легкой мишенью для авиации. Противник пытался не допустить строительства нового моста, непрерывно осуществлял бомбежки и обстрелы. Но, несмотря на это, героическими усилиями мост был построен в течение 75 часов. Для ускорения пропуска воинских эшелонов железнодорожниками была организована живая сигнализация: на каждом перегоне установлены сигналисты, что позволило осуществлять пропуск поездов друг за другом с периодичностью 20 минут. Найти количество прошедших поездов в сутки
Решение:
1)В сутках 24 часа=1440 минут
2)Поезда ходили с периодичностью 20 минут, значит для решения надо разделить 1440 на 20. 1440:20=72 поезда проходило в сутки
Ответ: 72 поезда проходило в сутки
Задача 2
.Я уже сказал, что обходной мост построили за 75 часов, но какой был план? Справились ли с ним? За сколько дней рассчитывал построить мост начальник дороги Саламбеков узнаем из линейного уравнения: 50Х-30-40=-30Х+70+100
Решение:
Переносим все неизвестные показатели налево, известные направо.
50Х+30Х=70+100+30+40
80Х=240
Х=240:80
Х=3
Ответ: Начальник дороги Саламбеков хотел построить дорого за 3 дня, с его установкой справились
Задача 3
Эскадрильи «Дугласов», ставшие прообразом военно-транспортной авиации, приняли боевое крещение 7 октября 1941 года, участвуя в Ленинградской операции. За время этой операции, продлившейся до 29 декабря, экипажи, ежедневно рискуя жизнью, доставили в блокадный Ленинград 6234 тонны продовольствия и вывезли более 50 тысяч жителей. Один «Дуглас» вмещает в себя до 28 человек. Найти примерное количество рейсов, перевозящих жителей
Решение:
1)Чтобы найти количество рейсов, надо разделить количество жителей на вместимость самолета. 50 000: 28=~1785
Ответ: В процессе эвакуации 50 тысяч жителей, было осуществлено примерно 1785 рейсов.
Задача 4
В годы войны немало знаменитых людей побывало в Хвойной. В августе 1942 два дня здесь с семьей жил знаменитый композитор. Путь его лежал в осажденный Ленинград. Решив примеры вы узнает его фамилию.
13,43 | 4,68 | -93,6 | 717 | 1 | 2000 | 1.5 | -3.5 | 19 | -30 |
| | | | | | | | | |
9,58-4,9 О
10000: 5 К
5,9-99,5 С
7/8 + 5/8 О
6.5-10 В
5/12+7/12 А
85*9-48 Т
380: 20 И
(9-15)*5 Ч
5,31+8,12 Ш
Решение:
9,58-4,9=4.68 (О)
10000:5=2000 (К)
5,9-99,5=-93.6 (С)
7/8 + 5/8=1.5 (О)
6.5-10=-3.5 (В)
5/12+7/12 =1 (А)
85*9-48=717 (Т)
380: 20=19 (И)
(9-15)*5=-30 (Ч)
5,31+8,12=13,43 (Ш)
Ответ: Шостакович
Один из уроженцев Хвойинского района за проявленный героизм был удостоен звания героя Советского союза. Его фамилии мы узнаем, решив примеры
-91.6 | -21.1 | 154.5 | 160 | 133 |
| | | | |
57,9-99,5 Г
78.9-100 У
234.5-80 Щ
800:5 И
798:6 Н
Задача 5
Несмотря на огромные трудности, не забывали и о семьях фронтовиков. Только в 1943 году оказана следующая помощь: выдано кожаной обуви- некое количество пар, материала- 1200 метров, пар валенок изготовлено на 514 больше, чем кожаной обуви, выдано комплектов одежды на 374 меньше, чем изготовлено пар валенок. Сколько всего выдано продовольствия, если выдано 100 пар кожаной обуви.
Решение:
Найдем количество пар валенок, изготовленных для семей фронтовиков. 100+514=614 пар
Найдем количество изготовленных комплектов одежды. 614-374=240
Найдём общее количество продовольствия. 1200+100+240+614=2154
Ответ: 2154
Заключение
Новизна нашей работы состоит в том, что создана подборка задач для учащихся моей школы с тематическим содержанием, которая знакомит с материалом Великой Отечественной войны, в том числе и с краеведческим.
Каждый этап нашей работы определялся результатами опроса учащихся моей школы:
1. большинство учащихся знают про Великую Отечественную войну из уроков истории и СМИ, и многие из них выразили желание узнать о ней больше при помощи математических задач. Значит, моя работа актуальна и принесет пользу;
2. решать задачи, которые кроме отработки математических навыков несут еще и полезную информацию, гораздо интереснее. Это отмечают большинство учеников, решавших задачи.
Надеюсь, что составленные задачи помогут учащимся повысить интерес к математике, краеведению и истории. Задачи можно использовать как на уроках математики, так и на дополнительных занятиях.
Я думаю, что решать такие задачи будет интересно и познавательно.
Список литературы и источников
1) Хвойнинская библиотека
2) Миголощская библиотека
3) Ресурсы сети интернет.
16