№ сл | Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается. Тема моего выступления «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников» | |
2 | Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. В современной школе необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. | |
3 | Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего “знания – незнания”. | |
| ЧТО ТАКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ? Определение позитивных и негативных моментов деятельности. Контроль качества образования Инструмент, позволяющий определять развитие Способ коррекции деятельности обучаемого Взгляд на свои действия и поступки | |
4 | Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. В системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля. | |
5 | Уже в первом классе учащиеся приобретают следующие умения: оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью оценочной шкалы, соотносить свою оценку с оценкой учителя, договариваться о выборе образца для сопоставления работ, обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом. На первых уроках, работая над этим, можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. | |
6 | Наряду с оценочной шкалой мной используется также трехцветный индикатор для обратной связи на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс: красный – я не знаю, прошу помощи; синий – сомневаюсь, не уверен; зеленый – знаю, умею, могу помочь другим. | |
7 | Начиная со второго класса, мной проводятся уроки (чаще всего в конце четверти), на которых можно ограничить предметный материал до минимума. Оставшееся время отводится на формирование регулятивных УУД (выработка самооценки), познавательных УУД (работа с таблицей). Математика Бланк для выполнения заданий Например, на уроке математики учащимся необходимо заполнить таблицу и определить сможет ли Саша купить следующий набор школьных принадлежностей на 100 рублей: 2 тетради, 2 ручки, 1 карандаш, 1 дневник, 1 линейку, 1 альбом. Для заполнения таблицы нужно использовать данные из приложения №1. Оценить результаты своей работы по заданным критериям. Бланк для выполнения задания: | |
8 | Критерии оценивания: Критерии оценивания | Показатели | Баллы | Таблица | заполнена верно | 3 | заполнена неверно | 0 | Подсчитана общая стоимость покупки | верно | 1 | неверно | 0 | Сформулирован ответ на главный вопрос | правильно | 1 | неправильно | 0 | | |
9 | | |
10 | В третьем классе к критериям оценивания добавляется время на выполнение задания. Например, на уроках русского языка учащимся предлагается прочитать внимательно текст, найти ошибки и справить их. Оценить результаты своей работы по заданным критериям. Пример текста: Наступила радостная висна. Солнце согрело землю. По дорожкам и трапинкам побежали висёлые ручьи. Под карнями старой бирёзы была нара. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Халодный ручей разбудил звирька. Он выбижал на лисную поляну и осмотрелся. Свежий витерок разносил по лесу весенние запахи. Ёж лёг на спинку. Тёплые лучи солнышка согрели его. | |
11 | Критерии оценивания: Критерии оценивания | Показатели | Баллы | Ошибка | найдена верно | один балл за каждую ошибку | Ответ учащегося | ошибка исправлена верно | один балл за каждую верно исправленную ошибку | ошибка исправлена неверно | 0 | Время выполнения | уложился | 1 | не уложился | 0 | | |
12 | Критериальное оценивание позволяет оценивать действия учащихся не только в письменных работах, но и в устных. Например, на уроке окружающего мира, используя иллюстрацию и свой опыт, учащимся необходимо составить текст о туристах, отвечая на все предложенные вопросы. За 20 минут школьникам необходимо обосновать каждый из ответов. | |
| 1.Сколько туристов живет в этом лагере? 2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад? 3. На чем они сюда приехали? 4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения? 5. Откуда дует ветер: с севера или юга? 6. Какое сейчас время дня? 7. Кто вчера был дежурным (назовите по имени)? 8. Какое сегодня число, какого месяца? | |
| Критерии оценивания: Критерии оценивания | Показатели | баллы | Наличие текста | составлен связный текст | 2 | даны только ответы на вопросы | 0 | Ответы на вопросы | в тексте даны ответы на все вопросы верно | 3 | в тексте даны ответы верно на не менее половины вопросов | 2 | в тексте даны ответы верно на 3-4 вопроса | 1 | в тексте даны ответы верно на 1-2 вопроса | 0 | Обоснование ответов в тексте | все ответы на вопросы обоснованы верно | 3 | ответы верно обоснованы на не менее половины вопросов | 2 | обоснованы ответы верно на 3-4 вопроса | 1 | обоснованы ответы верно на 1-2 вопроса | 0 | Время выполнения | уложился | 1 | не уложился | 0 | | |
| Формирование мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности на уроках в начальной школе способствуют появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать оценку своей деятельности. Кроме того, поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в контрольно-оценочной деятельности учащихся. | |