Время | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1-2 мин | 1.Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация учебной деятельности. | Слайд №1 - Смекай, считай, отгадывай. Пусть победит смекалка. Думай, пробуй и ищи, Будет трудно – не пищи! - Ребята, сегодня у нас несерьезное занятие! А почему – сейчас вы догадаетесь! | Присаживаются. Дарят улыбки приветствия. Готовят рабочее место. Настраиваются на работу, сотрудничество. | Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания. Регулятивные УУД: Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха. |
5 мин | 2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач. | Слайд №2 Шуточное стихотворение (небылица) Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабою в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик – овёс, Лошадь села в сани, а мужик повёз. Крыши испугались, сели на ворон. Лошадь погоняла мужика кнутом. - Почему это стихотворение вызывает весёлое настроение? - Что такое шутка? Юмор? Слайд №3 Шутка – это то, что говорится или делается не всерьёз, а ради развлечения, веселья; шутить – смеяться над кем-нибудь, подшучивать. Юмор – умение видеть и показывать смешное снисходительно; насмешливое отношение к чему-либо. - Вы догадались, о чем мы будем говорить? Слайд №4 - Давайте вместе сформулируем тему нашего занятия. Тема занятия: Задачи – шутки Задачи -небылицы - О чем мы будем говорить? - Чему мы должны научиться на нашем занятии? Сегодня: Юмор, веселье, смех, решение. - Задачи – шутки ты реши! Ответ на них скорей ищи! Здесь нужно думать головой, Плюс юмор главный в них герой! - Ребята, а зачем нам нужны шуточные задачи? - Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. - Ребята, у вас на партах лежат Листы самооценки. Сегодня они составлены тоже в шуточной форме. Прочитайте их, улыбнитесь, постарайтесь участвовать в занятии активно. А в конце занятия вы сами оцените свою работу. | Определяют и формулируют цель занятия с помощью учителя.
Отвечают. Рассуждают.
Предполагают тему занятия. Высказывают свое мнение о предстоящей деятельности на уроке.
Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают. | Регулятивные УУД: Осознавать познавательную задачу Познавательные УУД: Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Целеполагание. |
2 мин | | Слайд №5 Математическая разминка 1.Сколько хвостов у семи котов? 2.Сколько носов у двух псов? 3.Сколько ушей у пяти малышей? 4.Сколько ушек у трех старушек? 5.Сколько пальчиков на руках у 4 мальчиков? | | |
6 мин | 3.Основной этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Слайды №6 - № 9 Математические задачи - шутки 1.Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидели по 3 кошки, у каждой кошки было по 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? (2 ноги) 2.На скотном дворе гуляли гуси и поросята. Хозяин двора и его сын вышли во двор, посмотрели на живность и пошли в поле. По дороге сын спрашивает: «Папа, сколько у нас гусей и сколько поросят?» «А вот угадай сам. Если считать по головам, то во дворе 25 голов, а если по ногам, то 70 ног». Сколько было гусей и сколько поросят во дворе? (10 поросят и 15 гусей) 3.Представьте, что у вас в кармане коробок с одной спичкой. Вы вошли ночью в темную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжете в первую очередь? (спичку) 4.Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (всадник на коне) | Дети анализирует, находят путь решения каждого задания. Принимают участие в обсуждении, высказывают свою позицию, умеют слушать друг друга. Проявляют познавательный интерес. | Коммуникативные УУД: Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
10 мин | Работа в группах | Слайд №10 Задания для групп на карточках: решить задачи – шутки и придумать 1 задачку самим. - Давайте вспомним правила работы в группе: Задание для 1 группы. 1.Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько) 2.Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой) 3.Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Только баба.) 4.На озере плавало 5 уток, охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (0, остальные улетели) 5.Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка) 6.Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут). Задание для 2 группы. 1. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море? (Он станет мокрым.) 2. На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?) 3.Андрей ссыпал вместе три кучки песка, а потом высыпал туда еще одну. Сколько стало кучек песка? (Одна большая куча.) 4.Бабушка связала на зиму внукам шарфы и варежки. Всего она связала три шарфа и шесть варежек. Сколько внуков у бабушки? (Трое внуков) 5.В пруду плавало семь уток. Три из них нырнули. Сколько уток осталось в пруду? (Семь. Четыре плавают, а три под водой.) 6. Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой) Задание для 3 группы. 1. Шли три козленка. Один впереди двух, один — между двумя, а один — позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом) 2.Из какого полотна нельзя сшить одежду? (Из железнодорожного) 3. От чего плавает утка? (От берега) 4.Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное) 5.Сколько горошин может войти в один стакан? (Нисколько. Они ходить не умеют!) 6. Сколько яиц можно съесть натощак? (Только одно: после первого уже будет не натощак) | Перечисляют правила работы в группе: А. Работать надо дружно. Б. Уметь договариваться. В. Искать общее решение. Г.Контролировать друг друга и помогать. Дети анализирует, находят путь решения каждого задания. Принимают участие в обсуждении, высказывают свою позицию, умеют слушать друг друга. Проявляют познавательный интерес. | Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД: умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД: умение ставить вопросы перед собой и другими участниками работы. Умение отстаивать свою точку зрения. Умение принимать точку зрения другого. |
2 мин | Музыкальная физминутка | - Вы хорошо поработали над задачками, а теперь давайте немного отдохнем. | Дети встают и повторяют движения | |
5 мин | Выступление групп со своими ответами | - А теперь, ребята, послушаем, как вы поработали в группах. Послушаем задачки, которые вы придумали сами.
| Представляют свои работы. Отвечают, предлагают свои придуманные задачи- шутки. | Коммуникативные УУД: принимают участие в обсуждении, высказывают свою позицию, умеют слушать друг друга. |
5 мин | Работа в парах. (карточки с задачкой) | - А сейчас, ребята, мы порешаем задачки – небылицы. Они смешные, но тем не менее надо будет подумать.
Задача 1. На кухне площадью 6 кв. метров дедушка рассыпал мелочь. С каждого квадратного метра бабушка собрала по 65 копеек. Каков общий урожай? – Как понимаете вопрос? ( Решение: 65 коп. * 6 = 390 коп. = 3 руб. 90 коп.)
Задача 2. Папа, мама и старшие сёстры ужинают, а младший брат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см/мин. Через сколько минут закончится ужин, если толщина ножки стола 9 см? (Решение: 9 : 3 = 3 мин.)
Задача 3. В кухне находится 39 мух. 6 мух пьют чай из лужи на столе, 12 летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идет пешком по потолку? (Решение: 39 – 6 – 12 = 21 муха) | Вспоминают правила работы в парах.
Читают задачу, обсуждают, записывают решение в блокнотик. | Коммуникативные УУД: Умение обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог. Умение работать в парах, формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога и обосновывать свое мнение. Регулятивные УУД: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. |
3 мин | Результаты работы в парах | - Ребята, давайте послушаем, как вы решили задачки – небылицы (отвечают те, кто решил задачку первым) | Читают задачку. Объясняют решение.
| Познавательные УУД: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания. |
3 мин | 4.Заключительная часть. | - Наше занятие близится к концу и я вам хочу задать еще одну шуточную задачку. Слайд №11 Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда. “Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?” Поп ему в ответ: “Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?” Балда говорит: “Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу”. Призадумался поп, Стал себе почесывать лоб. Щелк щелку ведь рознь. Да понадеялся он на русский авось. Поп говорит Балде: “Ладно. Не будет нам обоим накладно, Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердие и проворье”. Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых. – С хозяйством попа справлялось 10 работников. Каждый работник в день съедает каравай хлеба и другие продукты. Поп принял на работу Балду и прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба экономил поп ежедневно? Решение. а) Балда ел за четверых, а работал за семерых. Экономия составляет 7 – 4 = 3. б) Раньше 10 работников ежедневно съедали 10 караваев хлеба. Теперь Балда работает за семерых. Чтобы справиться с хозяйством, надо еще трех работников. Остальных работников поп прогнал. Балда и эти три работника ежедневно съедают 4 + 3 = 7 караваев. Разница составляет 10 – 7 = 3 каравая – это и есть ежедневная экономия.) | Слушают задачу. Размышляют. Рассуждают. Отвечают. | Познавательные УУД: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания. |
2 мин | 5.Итог занятия. Рефлексия. | - Ребята, давайте вернемся к теме нашего несерьезного занятия. Как она называется? - Так нужны ли нам необычные задачки? - Что в них необычного? - Чем отличаются задачи – шутки от обычных задач? - Хотите ли вы вернуться к этой теме на следующих занятиях? - Вы сегодня показали свою эмоциональность и сообразительность. Надеюсь, что каждому из вас удалось в полной мере проявить свои способности. Так как занятие наше было несерьезное, и оценим свою работу в виде шутки. В листе самооценки поставьте галочку там, где вы считаете нужным, оцените свою работу. Слайд №12 Лист самооценки Я на занятии работал(а): Сложа руки Бил баклуши Ловил мух Засучив рукава Держал ушки на макушке Не покладая рук Работал до седьмого пота Спустя рукава Мотал на ус Смотрел во все глаза Считал ворон Слайд №13 | Размышляют. Отвечают. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Личностные УУД: Ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня занятие? Что дало занятие? Регулятивные УУД: Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, оценивать результат собственной деятельности. |