Просмотр содержимого документа
«Задачи СИПР для детей с ОВЗ»
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью, применяемый к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, является инструментом обеспечения качества обучения и подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к будущей жизни. На основе стандарта разрабатываются примерные адаптированные основные образовательные программы детей и специальные индивидуальные программы развития. Задачи СИПР для детей с ОВЗ Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью является решение особых образовательных потребностей детей с умеренной и тяжелой глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. Для этого внедряются СИПР (специальные индивидуальные программы развития) для детей с ОВЗ. Цель такой программы – поэтапно включить подопечного в систему образования путем формирования и развития коммуникации и санитарно-гигиенических навыков. СИПР предполагает: дифференцированный подход, пошаговое обучение и обязательную индивидуализацию процесса обучения, развития интеллекта детей. Основой стандарта, базой специальных индивидуальных программ развития для детей с умственной отсталостью стал опыт Псковского Центра лечебной педагогики под руководством А. М. Царева. Центром предусмотрены учебные области, которых нет в основных уроках. Например, для тяжелых детей, у которых на момент поступления в школу не сформирована речь и чьи потребности трудно установить, практикуются предметы «Речь», «Альтернативная коммуникация», «Человек». Особенность СИПР для детей с ОВЗ и заключается в том, что программа предусматривает не только обучение, но и все сферы человеческой жизни, и постепенное формирование элементарных социально-бытовых умений, навыков самообслуживания обучаемого. На группу детей или на класс с ребенком с ОВЗ предусмотрены, кроме обычного учителя, как минимум два специалиста: ассистент-помощник и тьютор – педагог, осуществляющий индивидуализацию образовательного процесса ребенка. Роли тьютора в реализации специальной индивидуальной программы для детей с ОВЗ отводится значимое место. Этот специалист помогает ребенку освоиться на уроке и во внеурочной деятельности, совершает вместе с учащимся достаточно много разных действий. Детям с умственной отсталостью необходимо обеспечить определенный присмотр и уход, связанный с отсутствием элементарной возможности самостоятельно себя обслуживать. В связи с этим СИПР для детей с ОВЗ имеет жесткие требования к материально-техническим условиям образовательной организации и к санитарно-гигиеническому оснащению помещений и оборудования, в том числе к местам общего доступа. Комплектование учеников в группах Одним из аспектов СИПР для детей с ОВЗ, детей с тяжелыми множественными нарушениями, является обучение в разновозрастных группах . Подбор, комплектование учеников в группах зависит не от возраста ребенка, а от: педагогической задачи специалистов, базового уровня сформированности конкретного навыка учащегося. Индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ с умственной отсталостью предусматривают возможность гибкой смены педагогических подходов. На основании итоговой комплексной оценки личностных и предметных результатов усвоения программы и заключения психолого–медико-педагогической комиссии программу можно сменить на более простую по сравнению с первым вариантом. Такой подход обоснован тем, что учебные действия в СИПР не универсальны. Неумение применять сформированные действия в новой ситуации – реальная сложность, с которой сталкиваются дети с ОВЗ. В связи с этим формирование базовых учебных занятий требует большой работы и над конкретными учебными предметами, и в целом над коррекционно-развивающей деятельностью всей образовательной программы для детей с ограниченными возможностями. Семья и образовательная организация: важное партнерство в реализации СИПР для детей с ОВЗ Для категории школьников с нарушением интеллектуального развития принципиальным является психологическое сопровождение ребенка. Залог его качественного обеспечения – установление взаимодействия семьи и образовательной организации, их совместного равнозначного партнерства. Сегодня для реализации СИПР для детей с ОВЗ на нормативном уровне в адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ закреплена необходимость выстраивать такое взаимодействие. Перенос тех умений и навыков, которые формируются у ребенка непосредственно в школе, должны быть обязательно подкреплены тем, что происходит дома. Работу по закреплению навыков также обеспечивают тьютор, ассистент, педагог-психолог и учитель-дефектолог. Такие специалисты сопровождения могут включаться в жизнь ребенка не только в образовательной организации, но и в специальных центрах. Таким образом, специальные индивидуальные программы развития предполагают, что совместные усилия семьи и образовательной организации позволят воплотить полноценную коррекционно-развивающую работу и успешно сформировать разного рода социальные компетенции у детей с интеллектуальными нарушениями.
Источник: https://www.menobr.ru/article/60063-qqe-16-m7-sipr-dlya-deteu-s-ovz